«Моцарт и Сальери» — балет на музыку В. Моцарта и А. Сальери

Балет в 1 действии с прологом и эпилогом

Либретто В. М. Боккадоро по трагедии А. С. Пушкина
Балетмейстер-постановщик В. М. Боккадоро

Краткое содержание балета

Пролог

Музыка, таинство ее создания объединяют Моцарта и Сальери.
Читать далее

«Шопениана» («Сильфиды») — балет М. Фокина на музыку Ф. Шопена

Балет в 1 действии

«Шопениана» — балетная сюита на музыку Фридерика Шопена. Балет не имеет конкретного, развивающегося сюжета, т.е. не заключает в себе рассказа о тех или иных событиях, происшедших с действующими лицами. В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический мир композитора.
Читать далее

«Бахчисарайский фонтан» — балет Б.В. Асафьева

Балет в 4 действиях с прологом и эпилогом

Либретто Н.Д. Волкова по поэме А.С. Пушкина

Первым советским балетом, сочиненным на пушкинскую тему, был «Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма Б.В. Асафьева в 4 действиях на либретто Н.Д. Волкова.

Рождение этого балета было подготовлено всем предыдущим развитием советского искусства и свидетельствовало о творческой зрелости советского хореографического театра.
Читать далее

«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского

Народная музыкальная драма в 4 действиях (6 картинах).

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.
Читать далее

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.
Читать далее

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — жизнь и творчество

Модест Петрович Мусоргский принадлежал к плеяде деятелей русской культуры, выдвинувшейся в 60-е годы прошлого столетия рядом с Чернышевским и Добролюбовым, Некрасовым и Салтыковым-Щедриным. Он входил в знаменитый кружок Балакирева, известный в летописях истории музыки под названием «Могучая кучка», где его товарищами были Бородин, Кюи и Римский-Корсаков. «Кучкисты» выступали продолжателями дела Глинки, и Мусоргский явился среди них самым смелым новатором, самым горячим приверженцем демократических идей.
Читать далее

«Риголетто» — опера Джузеппе Верди

Опера в 3 действиях (4 картинах).

Либретто Ф. Пиаве (по драме В. Гюго «Король забавляется»).

Опера «Риголетто» принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений Джузеппе Верди. Она написана на сюжет драмы Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенной французской цензурой к представлению из-за своей антимонархической направленности. Верди вынужден был совместно со своим либреттистом Пиаве несколько видоизменить пьесу, чтобы благополучно провести ее через рифы и мели еще более суровой, чем французская, австрийской цензуры.
Читать далее

Джузеппе Верди (1813-1901) — жизнь и творчество

Джузеппе Верди принадлежит к тем представителям западноевропейской музыкальной культуры, чье творчество проникнуто глубоким демократизмом, реалистической выразительностью, а потому близко советским слушателям и любимо ими.
Читать далее

«Пиковая дама» — содержание оперы

Либретто М.И. Чайковского по повести А.С.Пушкина

1 действие

1 картина

Петербург. Летний сад. Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.
Читать далее

«Пиковая дама» — опера П.И. Чайковского

Опера в 3-х действиях (7 картинах)

Широко известны слова Чайковского: «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мной испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое», «…я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей». Из десяти использованных Чайковским либретто далеко не все соответствовали его глубоким склонностям лирика и психолога-реалиста. Свой идеал интимной музыкальной драмы он впервые воплотил в «Евгении Онегине», а в полной мере впоследствии – в «Пиковой даме».
Читать далее