«Иван Сусанин» — краткое содержание оперы М. И. Глинки

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.
Читать далее

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки

«Иван Сусанин» — первое оперное произведение Глинки и одновременно первая русская классическая опера. Трудно найти в мировом музыкальном искусстве произведение, в котором идея беззаветной преданности родине и народного героизма была бы выражена с такой драматической силой и вдохновенной глубиной.

Мысль о создании этой оперы появилась у Глинки в начале 30-х годов. «Главное состоит в выборе сюжета, — писал он в одном из писем. – Во всяком случае он будет совершенно национальным, и не только сюжет, но и музыка».

Сюжет «Ивана Сусанина» был подсказан Глинке поэтом Жуковским, и замысел этот встретил горячее сочувствие со стороны литераторов – друзей Глинки: Пушкина, Одоевского, Мельгунова и других. Люди передовых взглядов, они понимали, что рождение оперы на национальный сюжет – событие крупнейшего общественного значения.
Читать далее

«Коппелия» — балет Л. Делиба

«Коппелия» — один из немногих балетов, оставшихся от западноевропейской хореографии XIX столетия. Больше ста лет отделяют его премьеру от сегодняшнего дня.

25 мая 1870 года афиши Большой Парижской оперы объявили, что на ее сцене будет показан балет-пантомима в двух действиях и трех картинах «Коппелия или красавица с голубыми глазами». Модный тогда балетмейстер Артур Сен-Леон был автором либретто спектакля. Музыкальную партитуру балета создал композитор Лео Делиб.

Два этих имени ознаменовали две противоположные тенденции в истории музыкального театра Франции. Деятельность Сен-Леона связана с временем упадка былой содержательности хореографической культуры. Творчество Делиба принесло новаторские веяния в балетную музыку.
Читать далее

«Моцарт и Сальери» — балет на музыку В. Моцарта и А. Сальери

Балет в 1 действии с прологом и эпилогом

Либретто В. М. Боккадоро по трагедии А. С. Пушкина
Балетмейстер-постановщик В. М. Боккадоро

Краткое содержание балета

Пролог

Музыка, таинство ее создания объединяют Моцарта и Сальери.
Читать далее

«Шопениана» («Сильфиды») — балет М. Фокина на музыку Ф. Шопена

Балет в 1 действии

«Шопениана» — балетная сюита на музыку Фридерика Шопена. Балет не имеет конкретного, развивающегося сюжета, т.е. не заключает в себе рассказа о тех или иных событиях, происшедших с действующими лицами. В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический мир композитора.
Читать далее

«Бахчисарайский фонтан» — балет Б.В. Асафьева

Балет в 4 действиях с прологом и эпилогом

Либретто Н.Д. Волкова по поэме А.С. Пушкина

Первым советским балетом, сочиненным на пушкинскую тему, был «Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма Б.В. Асафьева в 4 действиях на либретто Н.Д. Волкова.

Рождение этого балета было подготовлено всем предыдущим развитием советского искусства и свидетельствовало о творческой зрелости советского хореографического театра.
Читать далее

«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского

Народная музыкальная драма в 4 действиях (6 картинах).

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.
Читать далее

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.
Читать далее

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — жизнь и творчество

Модест Петрович Мусоргский принадлежал к плеяде деятелей русской культуры, выдвинувшейся в 60-е годы прошлого столетия рядом с Чернышевским и Добролюбовым, Некрасовым и Салтыковым-Щедриным. Он входил в знаменитый кружок Балакирева, известный в летописях истории музыки под названием «Могучая кучка», где его товарищами были Бородин, Кюи и Римский-Корсаков. «Кучкисты» выступали продолжателями дела Глинки, и Мусоргский явился среди них самым смелым новатором, самым горячим приверженцем демократических идей.
Читать далее

«Риголетто» — опера Джузеппе Верди

Опера в 3 действиях (4 картинах).

Либретто Ф. Пиаве (по драме В. Гюго «Король забавляется»).

Опера «Риголетто» принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений Джузеппе Верди. Она написана на сюжет драмы Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенной французской цензурой к представлению из-за своей антимонархической направленности. Верди вынужден был совместно со своим либреттистом Пиаве несколько видоизменить пьесу, чтобы благополучно провести ее через рифы и мели еще более суровой, чем французская, австрийской цензуры.
Читать далее