Оперное творчество Д. Пуччини и опера «Чио-Чио-Сан»

Популярность опер Пуччини «Богема», «Манон», «Тоска», «Чио-Чио-Сан» исключительно велика, и вместе с тем жизнь их автора широкой театральной общественности мало известна.

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в небольшом городе Лука, расположенном вблизи Флоренции. Отец и дед Джакомо были композиторами, написавшими ряд музыкальных произведений, в том числе и несколько опер.

Читать далее

«Евгений Онегин»: либретто оперы П.И. Чайковского и роман А.С. Пушкина

Опера «Евгений Онегин» была написана Чайковским в 1878 году по совету известной певицы Е.А. Лавровской. Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он увлёкся ею, за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский очень любил творчество Пушкина. Его знание жизни, любовь к русской природе, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение.
Читать далее

Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

А. Диабелли. Сонатина До мажор op. 168, 1 часть — НОТЫ

Краткий план:

Читать далее

Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Сонатное творчество Шопена и Листа раскрыло новые грани жанра, обогатив его романтическими чертами.

В сонатах Шопена ощущается влияние бетховенских традиций, классической сонатности; путь к его сонатам восходит от раннего романтизма. Сонаты – вершинное звено фортепианного творчества Шопена, в них происходит становление романтического вида жанра. Обе сонаты (не считая ранней, c-moll) – различные варианты цикла, они объединяют характерные черты стиля Шопена, проявившиеся в предшествующих фортепианных жанрах его творчества (балладах, скерцо, ноктюрнах). В последней сонате h-moll господствуют лирические, светлые настроения; главная идея произведения воплощает стремление к радости, жизнеутверждение.
Читать далее

4 симфония И. Брамса — анализ. От традиций Шуберта к Брамсу

К жанру симфонии Брамс обратился в конце творческого пути, и четыре симфонии стали итогом его творчества.

В симфонизме Брамса прослеживается тенденция, направленная на усиление драматизма и трагедийности (подобно симфонизму Чайковского). Трактовка симфонии как инструментальной драмы, а ее частей – как этапов развития этой драмы, близка принципам Бетховена. Жанр симфонии у Брамса объединил традиции классической и романтической симфонии.

Читать далее

5 и 6 симфонии Л. Бетховена — сравнительная характеристика

Симфоническое творчество Бетховена – важнейший этап в развитии жанра симфонии. С одной стороны, оно продолжает традиции классической симфонии вслед за Гайдном и Моцартом, а с другой – предвосхищает дальнейшую эволюцию симфонии в творчестве композиторов-романтиков.

Многогранность творчества Бетховена проявляется в том, что он стал основоположником героико-драматической линии (3, 5, 9 симфонии), а также раскрыл другую не менее важную лирико-жанровую сферу в симфонизме (отчасти 4; 6, 8 симфонии). Пятая и шестая симфонии были сочинены композитором практически одновременно (закончены в 1808 году), но раскрывают новые, различные образные и тематические возможности жанра.
Читать далее

Романсы М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского

«Любуюсь красотой этой пластики: впечатление, будто голос, как рука скульптора, лепит звукоосязаемые формы…» (Б. Асафьев, «Глинка»)

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (А. Даргомыжский)

 

К жанру романса и Глинка, и Даргомыжский обращались на протяжении всего творческого пути. Романсы концентрируют в себе основные темы и образы, характерные для этих композиторов; в них укрепились старые и сложились новые виды жанра романса.

Читать далее

«Иван Сусанин» — краткое содержание оперы М. И. Глинки

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.
Читать далее

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки

«Иван Сусанин» — первое оперное произведение Глинки и одновременно первая русская классическая опера. Трудно найти в мировом музыкальном искусстве произведение, в котором идея беззаветной преданности родине и народного героизма была бы выражена с такой драматической силой и вдохновенной глубиной.

Мысль о создании этой оперы появилась у Глинки в начале 30-х годов. «Главное состоит в выборе сюжета, — писал он в одном из писем. – Во всяком случае он будет совершенно национальным, и не только сюжет, но и музыка».

Сюжет «Ивана Сусанина» был подсказан Глинке поэтом Жуковским, и замысел этот встретил горячее сочувствие со стороны литераторов – друзей Глинки: Пушкина, Одоевского, Мельгунова и других. Люди передовых взглядов, они понимали, что рождение оперы на национальный сюжет – событие крупнейшего общественного значения.
Читать далее

«Шопениана» («Сильфиды») — балет М. Фокина на музыку Ф. Шопена

Балет в 1 действии

«Шопениана» — балетная сюита на музыку Фридерика Шопена. Балет не имеет конкретного, развивающегося сюжета, т.е. не заключает в себе рассказа о тех или иных событиях, происшедших с действующими лицами. В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический мир композитора.
Читать далее