Цитаты о Мусоргском, Мусоргский о себе

Содержание:

Читать далее

Оперное творчество Д. Пуччини и опера «Чио-Чио-Сан»

Популярность опер Пуччини «Богема», «Манон», «Тоска», «Чио-Чио-Сан» исключительно велика, и вместе с тем жизнь их автора широкой театральной общественности мало известна.

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в небольшом городе Лука, расположенном вблизи Флоренции. Отец и дед Джакомо были композиторами, написавшими ряд музыкальных произведений, в том числе и несколько опер.

Читать далее

Эли Сигмейстер

Эли Сигмейстер (Siegmeister) — американский композитор XX века, фольклорист, педагог, автор книг. Годы его жизни – 1909 – 1991.

Эли Сигмейстер родился в Нью-Йорке в семье русско-еврейского происхождения. Его отец был хирургом. Семья переехала в американский город Бруклин, когда Сигмейстеру было пять лет. В этом возрасте он начал получать уроки игры на фортепиано.
Читать далее

Роберт Шуман — цитаты

О Г. Гейне:

«Я представлял себе… Гейне угрюмым человеконенавистником, который слишком возвышается над людьми и жизнью, чтобы быть с ними ласковым. Но насколько другим я нашёл его, и насколько разнится его поведение от того, что я себе представлял! Он дружелюбно вышел мне навстречу, как человечный, греческий Анакреон, по-приятельски пожал мне руку и несколько часов возил меня по Мюнхену. Этого я не мог себе вообразить о человеке, написавшем «Путевые картины». Лишь вокруг рта его залегла горькая, ироническая улыбка, но это возвышенная улыбка над мелочами жизни и насмешка над мелочными людьми. Однако именно та горькая сатира, что часто чувствуется в его «Путевых картинах», та глубокая внутренняя злость на жизнь, что пронизывает до мозга костей, делали его речи очень притягательными…».
Читать далее

Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Сонатное творчество Шопена и Листа раскрыло новые грани жанра, обогатив его романтическими чертами.

В сонатах Шопена ощущается влияние бетховенских традиций, классической сонатности; путь к его сонатам восходит от раннего романтизма. Сонаты – вершинное звено фортепианного творчества Шопена, в них происходит становление романтического вида жанра. Обе сонаты (не считая ранней, c-moll) – различные варианты цикла, они объединяют характерные черты стиля Шопена, проявившиеся в предшествующих фортепианных жанрах его творчества (балладах, скерцо, ноктюрнах). В последней сонате h-moll господствуют лирические, светлые настроения; главная идея произведения воплощает стремление к радости, жизнеутверждение.
Читать далее

4 симфония И. Брамса — анализ. От традиций Шуберта к Брамсу

К жанру симфонии Брамс обратился в конце творческого пути, и четыре симфонии стали итогом его творчества.

В симфонизме Брамса прослеживается тенденция, направленная на усиление драматизма и трагедийности (подобно симфонизму Чайковского). Трактовка симфонии как инструментальной драмы, а ее частей – как этапов развития этой драмы, близка принципам Бетховена. Жанр симфонии у Брамса объединил традиции классической и романтической симфонии.

Читать далее

5 и 6 симфонии Л. Бетховена — сравнительная характеристика

Симфоническое творчество Бетховена – важнейший этап в развитии жанра симфонии. С одной стороны, оно продолжает традиции классической симфонии вслед за Гайдном и Моцартом, а с другой – предвосхищает дальнейшую эволюцию симфонии в творчестве композиторов-романтиков.

Многогранность творчества Бетховена проявляется в том, что он стал основоположником героико-драматической линии (3, 5, 9 симфонии), а также раскрыл другую не менее важную лирико-жанровую сферу в симфонизме (отчасти 4; 6, 8 симфонии). Пятая и шестая симфонии были сочинены композитором практически одновременно (закончены в 1808 году), но раскрывают новые, различные образные и тематические возможности жанра.
Читать далее

«Пиковая дама» и 6 симфония П.И. Чайковского. Роковые предвестники смерти.

«…Трагизм «Пиковой» и шестой симфонии ценен силой притяжения к гибели» (Б. Асафьев).

В позднем периоде творчества Чайковского ведущую роль играют жанры симфонии и оперы. Возникшие обособленно друг от друга, на протяжении своего существования они развивались не только параллельно, но и воздействовали друг на друга, образуя новые виды, новые характерные особенности. У Чайковского эти жанры представлены в тесной взаимосвязи и объединяются внутренней психологической направленностью. Поздний стиль композитора проникнут острым драматизмом, трагедийностью, он и автобиографичен, отражая внутреннюю борьбу духа со стихийно-роковым, судьбоносным, иррациональным началом, истоки которого были заложены еще в симфонизме Бетховена.
Читать далее

Даргомыжский и Мусоргский — сравнение вокального и оперного творчества

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (А. Даргомыжский).

«Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться» (М. Мусоргский).

 

В середине 19 века в русском искусстве (литературе, живописи, музыке) преобладало новое направление — критический реализм. Основными его чертами были правдивое выражение действительности, обличение жестоких порядков и нравов. Представителями реализма в литературе были Некрасов, Герцен, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин, в живописи – Федотов, Репин, Суриков, в музыке – Даргомыжский и Мусоргский.
Читать далее

Романсы М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского

«Любуюсь красотой этой пластики: впечатление, будто голос, как рука скульптора, лепит звукоосязаемые формы…» (Б. Асафьев, «Глинка»)

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (А. Даргомыжский)

 

К жанру романса и Глинка, и Даргомыжский обращались на протяжении всего творческого пути. Романсы концентрируют в себе основные темы и образы, характерные для этих композиторов; в них укрепились старые и сложились новые виды жанра романса.

Читать далее