Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942) – известный русский балетмейстер. Начало постановочной деятельности Фокина относится к первым годам 20 века. Это была эпоха больших реформ в области театра; поиски жизненной правды и стилистического единства находили выражение в деятельности Художественного театра, в спектаклях оперы Мамонтова. Совершенно закономерно, что балет тоже начал в ту пору нащупывать новые пути. Фокин никогда не отрицал достижений русского балета прошлого, но вместе с тем он один из первых повел борьбу со всем обветшалым и устаревшим в балете конца 19 века. Он стремился преодолеть выработанный десятилетиями штамп построения спектакля с обязательным па-де-де ведущих танцовщиков, или как их называли «первых сюжетов», на фоне обезличенного кордебалета. Он искал для каждого спектакля особые средства выразительности. В сюжетных спектаклях он восставал против условных жестов, бытовавших в то время, против того, чтобы действие раскрывалось через «немые разговоры», а танцы существовали независимо от отражаемых событий.
Считая, что балету необходимо обращаться к первоклассной музыке, Фокин сочинял свои постановки на музыку М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, Р. Шумана, ставил балеты М. Равеля, И. Стравинского; сотрудничал с крупнейшими художниками – А. Головиным, А. Бенуа, Л. Бакстом. Фокин первым выступил против традиционных пышных юбочек балерин – «пачек», переходящих из спектакля в спектакль независимо от того, где и когда происходило действие балета. Он добивался создания в балете костюмов, соответствующих стилю отражаемой эпохи. Фокин добился соединения в балетных спектаклях искусства танца, музыки и изобразительного искусства. Каждого героя он наделял особой, свойственной персонажу пластичностью и характерностью, создающей выразительный и неповторимый образ.
Фокиным создано большое число балетов: это «Павильон Армиды» Н. Черепнина, «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, «Египетские ночи» А. Аренского, «Арагонская хота» М. Глинки и многие другие. Им поставлены также пользующиеся всемирной известностью «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина и создан специально для Анны Павловой не менее известный концертный номер «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.