Авангардизм в музыке 20 века и его представители

Авангардизм (от фр. avant-garde — «передовой отряд») – наименование различных течений современного искусства.

Авангардизм характеризуется:

  • Разрывом с традициями реалистического искусства прошлого;
  • Поиском новых выразительных средств и форм, превращающимся в самоцель.

Термин «Авангардизм» возник в критике 1920-х гг., утвердился в искусствознании после Второй мировой войны. Трактуется по-разному.

Корни авангардизма – в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и т.д.). Широко распространился во Франции, Германии, Италии, США и др.

Течения преходящи, большинство подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приемов. В авангардизме отразились противоречия общества: социальный протест молодежи против существующих традиций.

Представители авангардизма – различные по идейно-эстетическим направлениям композиторы: Булез, Ноно, Штокхаузен, Берио, Кейдж, Шеффер, Ксенакис.

Эксперименты привели к разрушению основ музыкального искусства.

Виды авангардизма:

  • Сериализм (Штокхаузен, Ноно, Булез)
    • Пуантилизм
  • Конкретная музыка (Шеффер)
  • Алеаторика (Кейдж, Лютославский, Пендерецкий, Штокхаузен [алеаторические формы], Булез [алеаторические формы]).
  • Сонорика (основатель – Лигети, Пендерецкий, Лютославский)
  • Электронная музыка (Ксенакис, Варез, Булез)
  • Минимализм
    • Примитивизм (Кейдж)
    • Репетитивный минимализм (Райх, Гласс)
Авангардизм в музыке
Авангардизм в музыке

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru на основе доступных интернет-ресурсов.