Темпы в музыке — итальянские обозначения и перевод

Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость движения музыки, определяемая количеством метрических долей в единице времени. Темп принято обозначать на итальянском языке. Большинство терминов обозначают также и характер движения.

Темп более точно определяется по ударам в минуту, для точного установления темпа используется метроном — прибор, отстукивающий равномерные удары. На метрономе можно задать количество ударов в минуту, соответствующих нужному темпу. Каждый удар обозначает одну долю (четверть или восьмую в соответствии с размером).
Читать далее

Оперная увертюра от Моцарта до Вагнера

Истоки оперной увертюры

Параллельно эволюции оперного искусства, еще задолго до появления симфонических форм, начала свое развитие оперная увертюра. Этот новый жанр музыки оказался прародителем симфонии и программной симфонической музыки, а также способствовал усилению роли оркестра в опере.

В опере – «полнейшей форме музыки как искусства» (Чернышевский) – объединяются вокальное (сольное, ансамблевое и хоровое) и инструментальное (симфоническое) начала. Их тесная взаимосвязь способствует созданию оперного произведения, и, соединяясь с другими видами искусства, опера становится универсальным, обобщающим жанром.
Читать далее

Венский классицизм

Эпоха Венских классиков

Композиторы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен принадлежат художественному направлению европейской музыкальной культуры второй половины 18 – начала 19 века под названием «Венский классицизм». Основные художественные принципы данного направления представлены в музыке на рубеже 18-19 веков, т.к. в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только зарождались, а поздний Бетховен уже близок к следующему направлению — романтизму.
Читать далее

Авангардизм в музыке 20 века и его представители

Авангардизм (от фр. avant-garde — «передовой отряд») – наименование различных течений современного искусства.

Авангардизм характеризуется:

  • Разрывом с традициями реалистического искусства прошлого;
  • Поиском новых выразительных средств и форм, превращающимся в самоцель.

Термин «Авангардизм» возник в критике 1920-х гг., утвердился в искусствознании после Второй мировой войны. Трактуется по-разному.
Читать далее

Музыкальная акустика

Акустика музыкальная – наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, а также музыкальные системы и строи. Своей основой она имеет физическую акустику (законы колебания упругих тел, законы резонанса, интерференции звуков и т.д.) и психофизиологию слуха (свойства органа слуха, слуховых ощущений, восприятий и представлений). В свою очередь, музыкальная акустика служит основой для понимания ряда явлений, рассматриваемых в учении о гармонии (консонанс и диссонанс, построение и соединение созвучий, зависимость их звучания от регистра, образование ладов и т.д.), в инструментоведении (звуковые качества музыкальных инструментов, а также певческих голосов, музыкальный строй и настройка музыкальных инструментов), в оркестровке (сочетания тембров музыкальных инструментов, искажения созвучий тонами совпадения и комбинационными тонами, маскировка звуков звуками).
Читать далее

Русский балетмейстер Михаил Фокин

Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942) – известный русский балетмейстер. Начало постановочной деятельности Фокина относится к первым годам 20 века. Это была эпоха больших  реформ в области театра; поиски жизненной правды и стилистического единства находили выражение в деятельности Художественного театра, в спектаклях оперы Мамонтова. Совершенно закономерно, что балет тоже начал в ту пору нащупывать новые пути. Фокин никогда не отрицал достижений русского балета прошлого, но вместе с тем он один из первых повел борьбу со всем обветшалым и устаревшим в балете конца 19 века. Он стремился преодолеть выработанный десятилетиями штамп построения спектакля с обязательным па-де-де ведущих танцовщиков, или как их называли «первых сюжетов», на фоне обезличенного кордебалета. Он искал для каждого спектакля особые средства выразительности. В сюжетных спектаклях он восставал против условных жестов, бытовавших в то время, против того, чтобы действие раскрывалось через «немые разговоры», а танцы существовали независимо от отражаемых событий.
Читать далее

Клавирная музыка и школы вирджиналистов

Первые упоминания о клавире – клавишно-струнном инструменте – относятся к 14-15 вв. Долгое время клавиром именовали всякий клавишный инструмент, даже орган. В 16 в. определяются и становятся самыми распространенными две разновидности клавира – клавесин и клавикорд.
Читать далее