Клавирная музыка и школы вирджиналистов

Первые упоминания о клавире – клавишно-струнном инструменте – относятся к 14-15 вв. Долгое время клавиром именовали всякий клавишный инструмент, даже орган. В 16 в. определяются и становятся самыми распространенными две разновидности клавира – клавесин и клавикорд.

В 16 в. клавесин приобретает положение универсального инструмента. На клавикордах было возможно играть более певуче и плавно, чем на клавесине, но звук его при этом был слабый и глуховатый, тембровый контраст исключался. Звук клавесина – отрывистый, звонкий, мало певуч, вследствие чего исполнение легато или связной мелодии затруднено. Клавесину недоступны и динамические оттенки, т.е. увеличение или уменьшение силы звука.

Фортепиано – инструмент с молоточковой системой – начал входить в музыкальный обиход значительно позже, с середины 18 в.

Первая школа клавирной музыки – школа английских вирджиналистов (современников Шекспира): У. Берд (1529 – 1623?), Д. Булл (1562 – 1628?), А. Гиббонс, Т. Морли, Д. Дауленд (лютнист).

С деятельностью английских вирджиналистов связана разработка вариационной формы на народные темы с неизменной мелодией, с творчеством французских клавесинистов – формирование клавирной сюиты. К примеру, в пьесе Берда «Возница насвистывает» тема почти не меняется и остается в верхнем голосе, а варьируются все остальные голоса при активном движении баса. Куплетная форма – источник этой формы.

В музыкальных сборниках английских вирджиналистов преобладают пьесы, представляющие собой вариации на популярные народно-бытовые песенные мелодии и танцы. Типизируются некоторые жанры, происхождением обязанные танцу, но обладающие возможностью чисто музыкального развития: сарабанда, чакона, пассакалия. Свое происхождение сюита ведет от музыки городского быта, домашних музыкальных развлечений. Сюита (от фр. suite, partie – «последование») представляет собой циклическую композицию, которая образуется из нескольких следующих в определенном порядке частей.

Вирджиналисты тяготели к изобразительности – давали своим пьесам программные названия («Трубы», «Барабан и флейта», «Пляска солдат»).

Школа французских клавесинистов (середина 18 в.) – самая влиятельная школа, к ней обращались все композиторы писавшие для клавесина (даже Бах и Гендель). Это Париж времен Людовика 14 и 15, господство стиля «рококо». Основоположники этой школы – Шамбоньер, Куперен, Рамо и их последователи – Дандрие и Дакен.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.