Как получить музыкальное образование в России?
Информация для тех, кто решил начать или продолжить обучение музыке.
Есть два направления обучения:
- традиционное — в государственном музыкальном учебном заведении,
- свободное — на занятиях в частных школах-студиях и с частными преподавателями.
Музыкальное образование в учебном заведении
В учебных заведениях существует три ступени музыкального обучения:
- Начальное музыкальное образование (для детей)
- Среднее специальное образование (для выпускников школ)
- Высшее образование (для выпускников школ и средних специальных учебных заведений)
Большинство учащихся в классическом музыкальном образовании проходит по всем трем ступеням. Ребенок с малых лет начинает учиться музыке в подготовительном отделении музыкальной школы, поступает в школу, заканчивает ее. Затем он поступает в музыкальный колледж, а после окончания колледжа — в ВУЗ. Но бывают и исключения. Например, некоторые вундеркинды поступают после школы сразу в консерваторию. Или занимаются с частными преподавателями начальным музыкальным образованием, а затем поступают в колледж. Также бывают школы, выполняющие роль училищ (например, ЦМШ в Москве).
Музыкальное образование считается одним из самых длительных. С момента поступления в музыкальную школу до окончания института может пройти 16 лет или более. В школе обычно учатся 7-9 лет, в училищах и колледжах — 4 года, в консерваториях и институтах — 5 лет. Срок обучения зависит от выбранной специальности и от индивидуальных способностей. Дольше всего обучаются по специальностям: композиция, теория музыки, дирижирование, исполнительское искусство (фортепиано, инструменты классического оркестра) . Быстрее проходит обучение по специальностям: вокал, народные инструменты.
Также существуют нетиповые учебные заведения, они могут отличаться от указанных сведений.
Сейчас, во времена стремительного развития технологий, больших демографических изменений и плохой эпидемиологической обстановки урок сильно трансформируется. Прежнего учителя скоро заменит гуру-практик, а всю теорию можно будет выучить при помощи программ-тренажёров. Очень быстро развивается и самообучение.
Читать далее →
Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость движения музыки, определяемая количеством метрических долей в единице времени. Темп принято обозначать на итальянском языке. Большинство терминов обозначают также и характер движения.
Темп более точно определяется по ударам в минуту, для точного установления темпа используется метроном — прибор, отстукивающий равномерные удары. На метрономе можно задать количество ударов в минуту, соответствующих нужному темпу. Каждый удар обозначает одну долю (четверть или восьмую в соответствии с размером).
Читать далее →
Несколько примеров решений задач по гармонии из учебника:
И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов. Учебник гармонии.
Формат MIDI, просмотр возможен с помощью нотных редакторов.
Читать далее →
Перечень контактов музыкальных ВУЗов Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.
Читать далее →
Перечень контактов Музыкальных училищ и Музыкальных колледжей Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.
Читать далее →
Перечень контактов ДМШ и ДШИ Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.
Читать далее →
Учебные заведения: Консерватория, Академия, Институт.
Содержит очные, заочные и вечерние факультеты. В списке ниже указаны наиболее распространенные факультеты (у каждого ВУЗа свой набор отделений).
Читать далее →
Учебные заведения: Музыкальное училище, Музыкальный колледж.
Читать далее →
Учебные заведения: Детская музыкальная школа, Детская школа искусств (ДМШ, ДШИ).
Читать далее →