Многие великие музыканты, поэты, музыкальные критики восхищались гением И. С. Баха, о чем свидетельствуют дошедшие до нас исторические факты и документы. В статье собраны некоторые подобные высказывания о немецком композиторе и его творчестве.
Фридрих Вильгельм Марпург о Бахе:
«И. С. Бах прибыл в Дрезден и был, с согласия короля, так, что Маршан не знал об этом, допущен слушателем на ближайший концерт при дворе. Когда в числе других на этом концерте выступил Маршан с французской песенкой и ему очень долго аплодировали за его чистое и пламенное исполнение и за искусные вариации, то затем стоявший возле него Бах был приглашен попробовать клавир. Он принял приглашение, прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде, нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал ее с новым искусством еще никогда не слыханным способом дюжину раз. Маршан, который до сих пор не уступал ни одному органисту, должен был, без сомнения, признать превосходство теперешнего своего супротивника. Ибо, когда Бах позволил себе оного на дружеское состязание на органе пригласить и под конец представил ему тему, набросанную карандашом на листочке бумаги, для обработки ее без подготовки, попросив у него тему и для себя, то г-н Маршан на избранном поле сражения не показался и за более полезное счел с экстра-почтой из Дрездена удалиться».
Александр Николаевич Серов о Бахе:
«Было время, что на музыку Себастьяна Баха весь музыкальный свет взирал как на школьный педантский хлам, на старьё, которое иногда, как, например, в «Clavecin bien temp?r?», годится для упражнения пальцев, наравне с этюдами Мошелеса и экзерсисами Черни. Со времени Мендельсона вкус склонился опять к Баху, даже гораздо более, чем в то время, когда он сам жил, — и теперь еще есть «директоры консерваторий», которые, во время консервативности, не стыдятся учить своих питомцев играть фуги Баха без выразительности, т.е. как «экзерсисы», как пальцеломные упражнения… Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить не из-под ферулы с указкой в руках, а с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно – творения великого Баха».
«…Полифональный стиль наравне с способностью к гармонии требует в композиторе великого мелодического таланта. Одной гармонией, то есть ловким сцеплением аккордов, тут невозможно отделаться. Надо, чтобы каждый голос шел самостоятельно и был интересен в своем мелодическом ходе. И вот с этой-то стороны, необыкновенно редкой в области музыкального творчества, нет художника не только равного Иоганну Себастьяну Баху, но даже сколько-нибудь подходящего к его мелодическому богатству. Если понимать слово «мелодия» не в смысле посетителей итальянской оперы, а в истинном смысле самостоятельного, свободного движения музыкальной речи в каждом голосе, движения всегда глубоко поэтического и глубого осмысленного, — нет в мире мелодиста больше Баха».
Иоганнес Брамс о Бахе:
«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».
Иоганн Вольфганг фон Гёте о Бахе:
«…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».
Борис Владимирович Асафьев о Бахе:
«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».
«Балакиревцы» о Бахе:
(Н. А. Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)
«С. Бах считался окаменелым, даже просто музыкально-математической, бесчувственной и мертвенной натурой, сочинявшей как какая-то машина».
Николай Андреевич Римский-Корсаков о Бахе:
«Контрапункт был поэтическим языком гениального композитора».
Пьетро Масканьи о Бахе:
«Верди чрезвычайно высоко ставил Баха и называл его наиболее современным среди всех полифонистов».
Роберт Шуман о Бахе:
«Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена».
Вольфганг Амадей Моцарт о Бахе:
«Здесь есть чему поучиться!»
Людвиг ван Бетховен о Бахе:
«Он не ручей – он океан».
Бах о себе:
«Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.