«Аида» — опера Джузеппе Верди на либретто А. Гисланцони

Опера в 4 действиях

«Аида» — одна из вершин творчества гениального итальянского композитора Джузеппе Верди. Мастерство композитора в раскрытии глубинных движений человеческой души, в создании драматургически цельного, емкого замысла достигло в ней особой высоты. Сила воздействия «Аиды» в потрясающей страстности и правдивости раскрываемых ею человеческих чувств, отмеченных подлинно шекспировской борьбой противоположных начал.

В «Аиде» удивительно сочетается монументальная, величественная мощь с проникновеннейшим психологизмом и лиричностью. Любовные коллизии, столкновения отдельных людей даны на фоне масштабных хоровых пластов, показаны в сопоставлении с конфликтом двух лагерей – египетского и эфиопского. И взаимоотношения основных персонажей (Аиды, Радамеса, Амнерис, Амонасро) так или иначе зависят от общего хода этих событий, введены в самый их центр.

Египтянин Радамес и эфиопка Аида любят друг друга. Их народы давно враждуют между собой, ведут кровопролитные войны. Любовь Аиды и Радамеса пробивает вековые преграды, но и ввергает обоих в бездну мучительных противоречий с самими собой, входит в конфликт с их высоким чувством любви к родине.

Сложнейшую внутреннюю борьбу переживают герои. Им не дано найти выхода из этих противоречий, конфликт развивается напряженно и неуклонно, неизбежно приводя к трагической развязке. Аида и Радамес гибнут, в смерти соединившись навеки. Трагическая неразрешимость коллизий оперы, показанная композитором в высшей степени правдиво, не является все же единственным выводом, «снимается» чувством самоотречения и любви героев. Трагизм и просветленность соединены в последней картине оперы неразрывно, диалектически точно завершая логику всего действия.

Увлеченно и напряженно работал Верди над «Аидой» — одной из последних своих опер, как всегда, вкладывая в ее создание всю свою энергию, все силы, всего себя. Письма Верди донесли до нас ту титаническую самоотдачу, с которой создавалась «Аида». В июньском письме 1870 года Верди пишет о начале работы над оперой «для очень далекой страны» («Аида» была заказана для Каирского театра, построенного в 1869 г. в честь открытия Суэцкого канала), в октябре сообщает: «Я работаю, как зверь, и через несколько дней все то, что требует выдумки, будет закончено», а 30 декабря пишет: «Моя опера для Каира закончена».

Невероятными темпами творит Верди. И вместе с тем почти ежедневно пишет своему либреттисту А. Гисланцони, спорит, предлагает, анализирует каждую реплику, каждую интонацию и торопит, торопит, торопит: «Синьор Гисланцони, последняя фраза вашего письма заставила меня содрогнуться: «Могу ли я начать третий акт?» Как? Разве он еще не закончен? А я ждал его с часу на час. Я уже закончил второй акт». «Аида» создавалась Верди по велению сердца, и работа над ней была н ачата только тогда, когда Верди увидел в ней близкую для себя тему, до того несколько раз отклонив почетный заказ каирских властей. Внешняя шумиха никогда не прельщала Верди. Он не пожелал присутствовать  на премьере оперы в Каире 24 декабря 1871 года, так как считал рекламную кампанию вокруг «Аиды» недостойной и нечестной обработкой общественного мнения.

Премьера прошла с триумфом. Вскоре он повторился в Италии, на родине композитора, а затем – во многих театрах Европы, в том числе и в России. Вместе с «Риголетто», «Травиатой», «Трубадуром», «Доном Карлосом», «Отелло» опера «Аида» навсегда вошла в нашу жизнь.