Опера — музыкально-театральный жанр

Что такое опера?

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошёл дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры… Затем открылся занавес, и мы увидели героев на сцене, которые запели… Начался оперный спектакль.

Опера (итальянское слово «опера» означает «труд, дело, сочинение») – это музыкально-театральный жанр, появившийся на основе соединения разных искусств: музыки, сценического действия, литературы, изобразительного искусства, искусства костюма. Роль этих искусств в опере неравноценна.

Оперу «слушают», а не «смотрят». Главное в опере – музыка, преимущественно вокальная, в ней также есть оркестр и хор. Главные герои в опере поют основные вокальные партии, одновременно участвуя в театральном действии как актёры. Они одеты в подходящие к каждому образу костюмы, и всё действие происходит, как и положено в театре, на фоне декораций.

Опера возникла в Италии примерно 450 лет назад, в конце XVI века. Позднее опера попала в другие страны Европы. В разных странах сложились свои национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии – композиторы Россини, Верди и Пуччини, во Франции – Мейербер, Гуно и Бизе, в Австрии – Моцарт, в Германии – Вебер и Вагнер. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки создана по поэме А.С. Пушкина, «Отелло» Верди – по пьесе У. Шекспира, «Кармен» Бизе – по новелле П. Мериме, «Снегурочка» Римского-Корсакова – по сказке Островского, «Борис Годунов» Мусоргского – по трагедии Пушкина, «Война и мир» Прокофьева – по роману Л.Н. Толстого.

Из чего состоит опера

Опера может состоять из действий (актов), а действия – из разнообразных сцен. У оперы может быть пролог и эпилог. Открывает оперу увертюра или оркестровое вступление в исполнении оркестра, чтобы подготовить слушателя к спектаклю.

Сами сцены состоят из более мелких частей – номеров, которые могут быть раздельными или слитыми со сценическим действием.

Ария – сольный номер солиста, важная составная часть оперы, она похожа на монолог в драматической пьесе. Когда герой поет арию, действие на сцене останавливается. Все слушают музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Вместо арии могут появляться её разновидности – ариозо, каватина, баллада, романс.

В опере также есть пение, похожее на речь – речитатив (латинское слово «речитатив» означает «читать вслух», «громко произносить»). В речитативе сосредоточена динамичность действия, обычно речитативы выполняют роль связки между номерами оперы.

Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» народ, по определению самого композитора, является главным действующим лицом.

Еще один важный участник оперы – это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, может создавать яркие картины природы или раскрывает чувства героев.

Как создается опера

Над оперой первоначально работают либреттист (автор либретто – текста оперы) и композитор (автор музыки). Композитор пишет партитуру – полный нотный текст для всех исполнителей. Затем партитура готовой оперы передается в театр. С ней работает дирижёр, свои партии разучивают певцы, хор и оркестр, режиссер осуществляет постановку и организует репетиции, художники рисуют декорации, костюмеры подбирают или создают костюмы.
В результате слаженного общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

 

Статья составлена авторами сайта на основе статьи об опере в книге «Музыкальный словарь в рассказах» Л.В. Михеевой.