Истоки оперной увертюры
Параллельно эволюции оперного искусства, еще задолго до появления симфонических форм, начала свое развитие оперная увертюра. Этот новый жанр музыки оказался прародителем симфонии и программной симфонической музыки, а также способствовал усилению роли оркестра в опере.
В опере – «полнейшей форме музыки как искусства» (Чернышевский) – объединяются вокальное (сольное, ансамблевое и хоровое) и инструментальное (симфоническое) начала. Их тесная взаимосвязь способствует созданию оперного произведения, и, соединяясь с другими видами искусства, опера становится универсальным, обобщающим жанром.
Увертюра, зависящая от оперы и тесно связанная с ней, приобретает со временем новые качества, изменяясь вместе с оперой. Истоки жанра восходят к началу 17 в., к творчеству К. Монтеверди, который впервые предварил оперу инструментальным фрагментом, назвав его токкатой (опера «Орфей»). Постепенно увертюра превратилась в самостоятельное завершенное инструментальное произведение. Оформились определенные типы оперных увертюр: французская увертюра отличалась двухчастной структурой (1 часть – медленная, патетическая, 2 часть – быстрая, фугированная), она имела место в творчестве Ж.Б. Люлли, а позже преобразилась в трехчастную с медленными крайними частями. Возникшая в неаполитанской оперной школе, трехчастная итальянская увертюра (А. Страделла, А. Скарлатти) имела две быстрых части, которые обрамляли медленную. Увертюра применялась в операх, кантатах, а также в инструментальных сюитах (И.С. Бах, Партита №4 для клавира), и как отдельное произведение имела место в творчестве И.С. Баха.
Следующий этап развития увертюры
Важнейшим этапом развития жанра является творчество К. Глюка, которое способствовало эволюции увертюры. На протяжении его творчества все более укрепляется связь увертюры с самой оперой, например в опере «Ифигения в Авлиде» увертюра имеет тематическую связь с оперой и структурно к ней примыкает, будучи незавершенной. А в «Ифигении в Тавриде» увертюра подготавливает драму, не являясь ее «пересказом».
Со временем намечается тенденция сближения увертюры с оперой не только в драматургическом, но и в интонационно-тематическом плане. В результате увертюра становится воплощением основного конфликта оперы с помощью использованного в ней материала из сцен оперы. А сама опера приобретает ценнейшие качества инструментальной музыки, и оркестр уже не является лишь «фоном», а получает важнейшую роль, отражая сценическую ситуацию в психологическом контексте, выражая чувства героев.
Оперные увертюры Моцарта
От творчества Глюка лежит путь к «блестящим образцам» увертюр В.А. Моцарта, хотя здесь трудно найти прототипы. Моцарт обладал совершенно иной творческой индивидуальностью, опираясь в своем творчестве на традиции сразу нескольких различных оперных школ. Поэтому в его увертюрах нашли соединение и итальянские, и немецкие, и французские традиции, которые образовали новый пласт увертюрных форм и законов музыкально-тематического развития.
Три вершинных этапа оперного творчества Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта» — имеют совершенно разные по строению и смысловому назначению увертюры. Но в любой из них в центре внимания находится человеческая личность, которую Моцарт раскрывает как лирик и одновременно как драматург. Опера «Свадьба Фигаро» предваряется увертюрой, построенной целиком на самостоятельном, не связанном с оперой материале. Но образный строй ее настолько живо характеризует главных героев оперы, что отпадает необходимость искать только тематические связи. Здесь представлена «экспозиция образов», что не случайно нашло отражение в сонатной форме без разработки.
В увертюре к «Дон-Жуану» совершенно иной поворот. Здесь показан острый конфликт героев, который найдет развязку только в конце оперы. Музыкально-тематический материал увертюры заимствован из оперы, имеет связь с центральной ее трагической сценой. Структурно она разомкнута и переходит в первую сцену оперы. Трагическая фигура Командора находит воплощение в первой теме-вступлении, приобретая затем в опере значение лейтмотива. Главная партия сонатной формы обобщает характер главного героя, олицетворяет беззаботный мир Дон-Жуана, хотя и не связана с музыкой оперы. Тональная организация d-moll (вступление) – D-dur (главная партия) – показ двух полярных сторон, определяет тональное развитие в финале оперы.
Увертюра к «Волшебной флейте» является вершинным творением Моцарта; в рамках жанра, раскрывая смысловой подтекст философской сказки посредством оркестра. Основной структурный принцип организации этой увертюры – полифония, содержащая в себе тематическую насыщенность и интенсивность развития, гармонирующая с основной идеей оперы.
Новый виток развития жанра увертюры
В творчестве Л. Бетховена увертюра занимает особое место наравне с его симфоническим творчеством. Обособление жанра от оперы определило ставшее традиционным обращение к сонатной форме. Поэтому произошло теснейшее сближение увертюры с симфонией, что и породило программную увертюру как самостоятельный жанр. Идея героической борьбы нашла воплощение в «Эгмонте», «Леоноре № 3» (здесь Бетховен находит новые приемы взаимосвязи с оперой «Фиделио»). «Увертюра превращается в самостоятельную инструментальную драму» (Г. Крауклис). Те же традиции в немецкой оперной увертюре продолжил К. Вебер (построение основано на оперных темах) в увертюре к «Волшебному стрелку» (1821) и Дж. Россини в увертюре к «Вильгельму Теллю» (1829).
Формируется новый облик увертюры, она является «симфоническим прологом» оперы, отражая развитие сценической ситуации, музыкального тематизма и развязку оперы.
Оперные увертюры Вагнера – вершинные образцы произведений этого жанра. В рамках творчества Вагнера можно найти разнообразные по структуре и назначению увертюры: фантазия на оперные темы («Риенци»), программные увертюры («Летучий голландец», «Тангейзер», «Мейстерзингеры»), однородные по музыкальному материалу обобщающие вступления («Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль»), небольшие вступления, которые вводят в начальную сцену оперы (музыкальные драмы тетралогии «Кольцо Нибелунга»). В увертюрах Вагнера ясно заметны тенденции: программного симфонизма, ведущая к образцам чисто инструментального жанра, а также превращение увертюры в тесно связанное с оперой оркестровое вступление.
Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.