Оперная увертюра от Моцарта до Вагнера

Истоки оперной увертюры

Параллельно эволюции оперного искусства, еще задолго до появления симфонических форм, начала свое развитие оперная увертюра. Этот новый жанр музыки оказался прародителем симфонии и программной симфонической музыки, а также способствовал усилению роли оркестра в опере.

В опере – «полнейшей форме музыки как искусства» (Чернышевский) – объединяются вокальное (сольное, ансамблевое и хоровое) и инструментальное (симфоническое) начала. Их тесная взаимосвязь способствует созданию оперного произведения, и, соединяясь с другими видами искусства, опера становится универсальным, обобщающим жанром.

Увертюра, зависящая от оперы и тесно связанная с ней, приобретает со временем новые качества, изменяясь вместе с оперой. Истоки жанра восходят к началу 17 в., к творчеству К. Монтеверди, который впервые предварил оперу инструментальным фрагментом, назвав его токкатой (опера «Орфей»). Постепенно увертюра превратилась в самостоятельное завершенное инструментальное произведение. Оформились определенные типы оперных увертюр: французская увертюра отличалась двухчастной структурой (1 часть – медленная, патетическая, 2 часть – быстрая, фугированная), она имела место в творчестве Ж.Б. Люлли, а позже преобразилась в трехчастную с медленными крайними частями. Возникшая в неаполитанской оперной школе, трехчастная итальянская увертюра (А. Страделла, А. Скарлатти) имела две быстрых части, которые обрамляли медленную. Увертюра применялась в операх, кантатах, а также в инструментальных сюитах (И.С. Бах, Партита №4 для клавира), и как отдельное произведение имела место в творчестве И.С. Баха.

Следующий этап развития увертюры

Важнейшим этапом развития жанра является творчество К. Глюка, которое способствовало эволюции увертюры. На протяжении его творчества все более укрепляется связь увертюры с самой оперой, например в опере «Ифигения в Авлиде» увертюра имеет тематическую связь с оперой и структурно к ней примыкает, будучи незавершенной. А в «Ифигении в Тавриде» увертюра подготавливает драму, не являясь ее «пересказом».

Со временем намечается тенденция сближения увертюры с оперой не только в драматургическом, но и в интонационно-тематическом плане. В результате увертюра становится воплощением основного конфликта оперы с помощью использованного в ней материала из сцен оперы. А сама опера приобретает ценнейшие качества инструментальной музыки, и оркестр уже не является лишь «фоном», а получает важнейшую роль, отражая сценическую ситуацию в психологическом контексте, выражая чувства героев.

Оперные увертюры Моцарта

От творчества Глюка лежит путь к «блестящим образцам» увертюр В.А. Моцарта, хотя здесь трудно найти прототипы. Моцарт обладал совершенно иной творческой индивидуальностью, опираясь в своем творчестве на традиции сразу нескольких различных оперных школ. Поэтому в его увертюрах нашли соединение и итальянские, и немецкие, и французские традиции, которые образовали новый пласт увертюрных форм и законов музыкально-тематического развития.

Три вершинных этапа оперного творчества Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта» — имеют совершенно разные по строению и смысловому назначению увертюры. Но в любой из них в центре внимания находится человеческая личность, которую Моцарт раскрывает как лирик и одновременно как драматург. Опера «Свадьба Фигаро» предваряется увертюрой, построенной целиком на самостоятельном, не связанном с оперой материале. Но образный строй ее настолько живо характеризует главных героев оперы, что отпадает необходимость искать только тематические связи. Здесь представлена «экспозиция образов», что не случайно нашло отражение в сонатной форме без разработки.

В увертюре к «Дон-Жуану» совершенно иной поворот. Здесь показан острый конфликт героев, который найдет развязку только в конце оперы. Музыкально-тематический материал увертюры заимствован из оперы, имеет связь с центральной ее трагической сценой. Структурно она разомкнута и переходит в первую сцену оперы. Трагическая фигура Командора находит воплощение в первой теме-вступлении, приобретая затем в опере значение лейтмотива. Главная партия сонатной формы обобщает характер главного героя, олицетворяет беззаботный мир Дон-Жуана, хотя и не связана с музыкой оперы. Тональная организация d-moll (вступление) – D-dur (главная партия) – показ двух полярных сторон, определяет тональное развитие в финале оперы.

Увертюра к «Волшебной флейте» является вершинным творением Моцарта; в рамках жанра, раскрывая смысловой подтекст философской сказки посредством оркестра. Основной структурный принцип организации этой увертюры – полифония, содержащая в себе тематическую насыщенность и интенсивность развития, гармонирующая с основной идеей оперы.

Новый виток развития жанра увертюры

В творчестве Л. Бетховена увертюра занимает особое место наравне с его симфоническим творчеством. Обособление жанра от оперы определило ставшее традиционным обращение к сонатной форме. Поэтому произошло теснейшее сближение увертюры с симфонией, что и породило программную увертюру как самостоятельный жанр. Идея героической борьбы нашла воплощение в «Эгмонте», «Леоноре № 3» (здесь Бетховен находит новые приемы взаимосвязи с оперой «Фиделио»). «Увертюра превращается в самостоятельную инструментальную драму» (Г. Крауклис). Те же традиции в немецкой оперной увертюре продолжил К. Вебер (построение основано на оперных темах) в увертюре к «Волшебному стрелку» (1821) и Дж. Россини в увертюре к «Вильгельму Теллю» (1829).

Формируется новый облик увертюры, она является «симфоническим прологом» оперы, отражая развитие сценической ситуации, музыкального тематизма и развязку оперы.

Оперные увертюры Вагнера – вершинные образцы произведений этого жанра. В рамках творчества Вагнера можно найти разнообразные по структуре и назначению увертюры: фантазия на оперные темы («Риенци»), программные увертюры («Летучий голландец», «Тангейзер», «Мейстерзингеры»), однородные по музыкальному материалу обобщающие вступления («Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль»), небольшие вступления, которые вводят в начальную сцену оперы (музыкальные драмы тетралогии «Кольцо Нибелунга»). В увертюрах Вагнера ясно заметны тенденции: программного симфонизма, ведущая к образцам чисто инструментального жанра, а также превращение увертюры в тесно связанное с оперой оркестровое вступление.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.