«Моцарт и Сальери» — балет на музыку В. Моцарта и А. Сальери

Балет в 1 действии с прологом и эпилогом

Либретто В. М. Боккадоро по трагедии А. С. Пушкина
Балетмейстер-постановщик В. М. Боккадоро

Краткое содержание балета

Пролог

Музыка, таинство ее создания объединяют Моцарта и Сальери.

Монолог Моцарта

Жизнь с ее радостями и горестями, воспоминания о прошлом и думы о будущем, размышления о радости бытия и счастье любви воплощены в музыке Моцарта.

Монолог Сальери

В своем творчестве Сальери прежде всего ищет форму выражения музыки.

Встреча Моцарта и Сальери

Моцарт рад встрече с другом. Он спешит поделиться с Сальери своим новым замыслом. Щедрость чувств, искренность мысли, простота их выражения  недоступны Сальери.

Раздвоение Сальери

Зависть входит в душу Сальери. Он понимает величие простоты и непосредственности Моцарта, но тем больше начинает ненавидеть его. Темная часть его души – Черный человек – воплощение зависти и ненависти – подчиняет себе Сальери.

Трио Моцарта, Сальери и Черного человека

Разум говорит Сальери, что никогда ему не достигнуть гения Моцарта, но Черный человек заставляет разум замолкнуть. Моцарт чувствует присутствие Черного человека, вошедшего в их дружбу с Сальери, предчувствует наступление тревог жизни, несправедливости, невоплощенных замыслов, смерти. Он пытается отвлечь Сальери от Черного человека гармонией, красотой музыки, но новое совершенное создание Моцарта все больше ожесточает Сальери: лишь смерть Моцарта избавит Сальери от сознания невозможности достичь моцартовского совершенства в творчестве. Сальери наливает яд в чашу и предлагает ее Моцарту как чашу дружбы. Моцарт доверчиво выпивает ее, стремясь вернуть доброту отношений. Но яд начинает действовать. Моцарт просит Сальери помочь ему и вдруг замечает за спиной Сальери Черного человека. Он понимает, что умирает, что Сальери убил его. Сальери торжествует – умер Моцарт, умрет и его музыка, останутся лишь Сальери и его произведения.

Эпилог

Но все сильнее и сильнее звучит музыка Моцарта, прославляя в веках бессмертный гений ее творца.