Опера в 3-х действиях (7 картинах)
Широко известны слова Чайковского: «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мной испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое», «…я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей». Из десяти использованных Чайковским либретто далеко не все соответствовали его глубоким склонностям лирика и психолога-реалиста. Свой идеал интимной музыкальной драмы он впервые воплотил в «Евгении Онегине», а в полной мере впоследствии – в «Пиковой даме».
Вот почему «Пиковая дама», точно так же, как в свое время «Евгений Онегин», создавалась в порыве необычайного увлечения и была закончена в поразительно короткий срок: начало работы над оперой помечено в дневнике композитора 19 января, окончание – 3 марта; таким образом, вся музыка «Пиковой дамы», включая интродукцию, была сочинена в 44 дня. «Писал я оперу с самозабвением и наслаждением…», — сообщал Чайковский брату. И в других письмах: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!». «Оказывается, что Герман не был для меня предлогом только писать ту или другую музыку, а все время настоящим, живым человеком, притом мне очень симпатичным». «Я испытываю в некоторых местах, например в четвертой картине, такой страх, и ужас, и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть того же».
Либретто «Пиковой дамы» написано братом композитора Модестом Чайковским по известной одноименной повести А. Пушкина. При переделке в оперу повесть претерпела ряд изменений, из которых наиболее существенные коснулись образа Германа. Пушкинский Герман – честолюбец, умеющий подчинить свои чувства и поступки трезвому расчету. У Чайковского Герман человечнее, страсти его необузданы и стихийны: это одинокая мятущаяся и страдающая душа.
В основе оперы лежит трагический конфликт: в душе Германа борются расцветающее чувство любви к Лизе и навязчивая мечта о выигрыше, которая из подчиненной (выигрыш – средство разбогатеть и жениться на Лизе) становится постепенно самодовлеющей. Страсть игрока влечет его к катастрофе, она же предопределяет печальную судьбу Лизы. Могучий порыв человеческой души к жизни, любви и радости, сила и красота которого подчеркиваются трагической развязкой – таково главное содержание «Пиковой дамы» Чайковского, одного из самых человечных и жизнеутверждающих его произведений.
«Пиковая дама» отличается большой интенсивностью драматического развития. С начала и до конца оперы развивается главная нить действия, связанная с драмой Германа и Лизы. Нарастание чувств Германа показано уже в первой картине: от его ариозо «Я имени ее не знаю» к заключительному монологу на фоне разбушевавшейся грозы. Далее, через сцену страстных любовных признаний Германа во второй картине, развитие действия подходит к своей высшей точке – к знаменитой сцене в спальне графини. Здесь важнейшими моментами являются: симфоническая интродукция, монолог Германа перед портретом «Венеры московской», мольбы и угрозы, обращенные к старухе, и внезапная смерть последней. Начиная с пятой картины, действие вступает в новую фазу. Теперь Герман целиком во власти поглотившей его идеи выиграть на три заветные карты, названные ему в бреду графиней. Он их воспринимает как предначертание судьбы. Его воля ослаблена. Таков он в своем монологе в сцене «Казармы», в эпизодах последнего свидания с Лизой и в игорном доме перед самоубийством.
Реалистически сочно и живо обрисован в опере внешний мир, окружающий героев. Замечательна бытовая сцена у Лизы с идиллическим, в духе 18 века, дуэтом («Уж вечер»), с сентиментальным романсом Полины, русской плясовой («Ну-ка, светик-Машенька») и с комически-чопорным ариозо гувернантки. В третьей картине даны сцены великосветского бала-маскарада; здесь же в интермедии «Искренность пастушки» очень тонко воссоздан стиль старинных пасторалей. «Когда я писал ее, — вспоминает Чайковский, — по временам мне казалось, что я живу в 18 веке и что дальше Моцарта ничего не было». Не менее правдива и сцена воспоминаний графини в четвертой картине.
Все эти эпизоды, помимо их самостоятельного значения, выполняют важную драматургическую роль в развитии главной линии действия. Так, например, бытовая сцена в начале второй картины прекрасно оттеняет следующий затем лирический монолог Лизы («Откуда эти слезы») и особенно ее дуэт с Германом. Сцена бала является ярчайшим контрастом переживаниям Германа, она подчеркивает его одиночество. Почти такую же роль играет сцена кутежа в игорном доме с самодовольной песенкой Томского и бойкой «игрецкой» «Как в ненастные дни».
В музыке «Пиковой дамы» соединились сильнейшие черты зрелого стиля Чайковского. Все вокальные партии оперы широко напевны и лиричны, чутко связаны с выразительностью слова и фразы. Течение музыки гибко и точно следует за развитием сценического действия, нигде не переставая лирически обобщать его.
В «Пиковой даме» Чайковский достиг идеального взаимопроникновения оперного и симфонического искусства. «Оперное» приобрело здесь обобщенность, силу и широту развития, «симфоническое» победило отвлеченно-музыкальную схему, завоевало реалистическую гибкость и конкретность развития, свойственные зрелому оперному искусству Чайковского.
Первое представление «Пиковой дамы» состоялось 7 декабря 1890 года в Мариинском театре (Петербург). Опера шла под управлением Э.Ф. Направника, в главных ролях выступили знаменитые певцы Николай и Медея Фигнеры (Герман и Лиза). «Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно, — вспоминает брат композитора М.И. Чайковский. – В течение всей оперы слушатель и зритель испытывал полноту удовлетворения, не часто испытываемую в театре… Направник в управлении оперой и Фигнер в роли Германа превзошли себя и несомненно больше всех содействовали громадному успеху оперы. Декорации и костюмы, верные до мелочей эпохе, роскошные в картине бала, поражающие богатством фантазии, были на высоте музыкального исполнения».
Много лет прошло со времени создания этой оперы, но ее прекрасная музыка и глубокая человечность, так сильно взволновавшие в свое время самого автора и его первых слушателей, до сих пор привлекают самые широкие круги зрителей. «Пиковая дама» прочно вошла в мировой оперный репертуар как одно из совершеннейших произведений оперной классики.