Список произведений И.Ф. Стравинского

Сочинения Игоря Федоровича Стравинского по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  • Соловей (лирическая сказка; либретто Стравинского и С. С. Митусова по сказке X. К. Андерсена, 1908-14, поставлена 1914, «Гранд-Опера», Париж)
  • Мавра (опера-буффа, либретто Б. Кохно, пo поэме Пушкинa «Домик в Коломне», 1922, «Гранд-Опера», Париж)
  • Царь Эдип (Oedipus Rех, опера-оратория, по трагедии Софокла, либретто Ж. Кокто и Стравинского, перевод с латыни на французский язык Ж. Даниелу, 1927, Театр Сары Бернар, Париж; 2-я редакция 1948)
  • Похождения повесы (Карьера мота — Rake’s progress, либретто У. Одена и Ч. Кальмана по серии гравюр Дж. Хогарта, 1951, театр «Фениче», Венеция)

Балеты

  • Жар-птица (L’oisеau dе feu, сказка-балет, либретто М. М. Фокина, 1910, «Театр Eлисейских полей», Париж; 2-я редакция 1945)
  • Петрушка (Petrouchka, потешные сцены, либретто А. Бенуа и Стравинского, 1311, театр «Шатле», Париж; 2-я редакция с уменьшенным составом оркестра, 1946)
  • Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях (либретто Н. К. и С. П. Рерихов, 1913, «Театр Елисейских полей», Париж; 2-я редакция сцены Великой священной пляски, 1943)
  • Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, весёлое представление с пением и музыкой (по русским народным сказкам, 1917, поставлен 1922, «Гранд-Опера», Париж)
  • История солдата (Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая, в 2 частях, для чтеца, 2 артистов, мимической роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контробаса; на основе русских народных сказок из собрания А. Н. Афанасьева, и переведено на французский язык Ш. Рамюза-«L’histoirе de soldat», 1918, Лозанна)
  • Песнь Соловья (Chant du rossignol, 1 действие, на музыку из оперы Соловей, «Русский балет С. Дягилева», Париж, 1920)
  • Пульчинелла (Pulcinella, балет с пением, по неаполитанской рукописи начала 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов сочинений и пьес Дж. Б. Перголези, 1920, «Русский балет С. Дягилева», «Гранд-Опера», Париж)
  • Свадебка (Les nocеs, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. В. Киреевского, 1923, театр «Гете лирик», Париж)
  • Аполлон Мусагет (в 2 картинах, для струнного оркестра, 1928, Театр Сары Бернар, Париж — Вашингтон; 2-я редакция 1947)
  • Поцелуй феи (Le baiser dе la fee, балет-аллегория в 4 картинах, либретто С. по сказке Андерсена «Снежная королева», 1928, «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция 1950)
  • Игра в карты (Jеu dе cartes; другое название — Покер, балет в 3 «сдачах», хореография Стравинского совместно с М. Малаевым, 1937, Нью-Йорк)
  • Цирковая полька (Circus polka, по пьесе для камерного оркестра, «Барнум энд Бейли сёркус», Нью-Йорк, 1942)
  • Орфей (3 картины, либретто Стравинского, 1948, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк)
  • Агон (для 12 танцовщиков, в 3 частях, 1957, там же)
  • Клетка (Cage, 1 действие, на музыку Базельского концерта для струнных, «Нью-Йорк сити балле», 1951)

Для солистов, хора и оркестра

  • Священное песнопение во славу имени св. Марка (Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci nominis, на текст из Ветхого Завета, 1956)
  • Threni (Плач пророка Иеремии, на латинский текст из Ветхого Завета, 1958)
  • кантата Проповедь, притча и молитва (A Sermon, a narrative and a prayer, 1961)
  • Заупокойные песнопения (Requiem canticles, на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966)

Для хора и оркестра

  • Симфония псалмов (Symphony of psalms, на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948)
  • Звёздное знамя (Star-spangled banner, американский национальный гимн, 1941)

Кантаты

  • К 60-летию Н. А. Римского-Корсакова (для хора с фортепьяно, 1904; утеряна)
  • Звездоликий (Радение белых голубей, на cлова К. Д. Бальмонта, 1912, 1-е исполнение 1939)
  • Вавилон (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944), кантата на слова английских поэтов 15-16 вв. (1952)

Для хора и камерно-инструментального ансамбля

  • месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, в 5 частях (1948), Памяти Т. С. Элиота (Introitus Т. S. Eliot in memoriam, на латинский текст католической заупокойной молитвы, 1965)

Для оркестра

  • 3 симфонии (Es-dur, 1907, 2-я редакция 1917; in С, 1940; в 3 движениях- Symphony in three movements, 1945)
  • Дамбартон-Окс концерт, Es-dur (Dumbarton Oaks, 1938)
  • Базeльский концерт, D-dur (для струнного оркестра, 1940)
  • Фантастическое скерцо (1908)
  • Фейерверк, фантазия (1908, также «футуристический балет без танцоров», 1917, Рим)
  • Русская песнь (1937)
  • 4 норвежских настроения (Four Norwegian moods, 1942)
  • Балетные сцены в 11 частях (1944)
  • Поздравительная прелюдия, или Маленькая увертюра (Greеtings prelude…, 1955, к 80-летию П. Монте)
  • Памятник Джезуальдо ди Веноза к 400-летию (Monumenturn pro Gesualdo di Ve-nosa, 3 мадригала, также под названием Мадригальная симфония, или Монумент, 1960)
  • 8 миниатюр (1962, инструментовка фортепьянных сочинений для 5 пальцев, 1921)
  • Вариации памяти Олдоса Хаксли (1964), канон на тему русской народной мелодии «Не сосна у ворот раскачалася»

Для камерного оркестра

  • 3 сюиты из балета Жар-птица (1919)
  • сюиты на основе циклов лёгких пьес для фортепьяно в 4 руки (1921, 1925)
  • Концертные танцы (для 24 инструментов, 1942, также в переработке для балета)
  • Траурная ода (элегическая песнь, в 3 частях, или Триптих памяти Н. Кусевицкой, 1943)
  • Цирковая полька для молодого слона (Circus polka, 1942)
  • скерцо a la Russe для симфоджазового оркестра (1944)
  • прелюдия для джаз-оркестра (1937, 2-я редакция 1953, не издано)

Для инструмента с оркестром

  • концерт для скрипки D-dur (1931)
  • Движения (Movements) для фортепьяно (1959)
  • концерт для фортепьяно и духовых инструментов (1924, 2-я редакция 1950)
  • концерт для 2 фортепьяно (1935)
  • Эбеновый концерт (Ebony concerto, для кларнета соло и инструментального ансамбля, 1945)
  • каприччо для фортепьяно (1928)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Duo concertant для скрипки и фортепьяно (1931)
  • Эпитафия к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского (для флейты, кларнета и арфы, 1959)
  • 3 пьесы для струнного квартета (1914; обработки вошли в цикл 4 этюда для симфонического оркестра, 1914-28)
  • Концертино для струнного квартета (1920)
  • симфонические пьесы для духовых инструментов Памяти К. Дебюсси (также под названием Симфония для духовых инструментов, 1920, 2-я редакция 1947)
  • октет для духовых инструментов (1923, 2-я редакция 1952)
  • Песня волжских бурлаков для духовых и ударных инструментов (обработка русской народной песни «Эй, ухнем!», 1917)
  • Регтайм для 11 инструментов (1918)
  • 5 монометричсских пьес для инструментального ансамбля (1921)

Для фортепьяно

  • скерцо (1902)
  • сонаты (1904, 1924)
  • 4 этюда (1908)
  • 3 лёгкие пьесы в 4 руки (1915, также в 2 руки, 1915, включены в сюиту для малого оркестра, 1921)
  • Воспоминания о марше бошей (1915)
  • 5 лёгких пьес в 4 руки (1917), 4-я включена в сюиту для малого оркестра, 1921; 1-я -для фортепьяно в 2 руки)
  • Траурный хорал памяти Дебюсси (1920)
  • 5 пальцев (8 легчайших пьес на 5 нотах, 1921)
  • Вальс для маленьких читателей «Фигаро» (1922)
  • Серенада (1925)
  • Танго (1940; обработка для скрипки и фортепьяно, 1940, также для малого оркестра, 1953)
  • Вальс цветов (для 2 фортепьяно, 1914)

Для хора а саррellа

  • Подблюдная для женских голосов на народные тексты (1917)
  • Отче наш (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926)
  • Верую (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949)
  • Богородице Дево, радуйся (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949)
  • 3 духовные песни Карло Джезуальдо ди Веноза, написанные к 400-летней годовщине со дня рождения Джезуальдо (Энезeм — Anthem, 1959, Спускаясь, голубь рассекает воздух — The Dove descending breaks the air, на cлова Т. С. Элиота, 1962)

Для голоса с оркестром

  • Фавн и пастушка (сюита на cлова Пушкина, 1906)
  • Авраам и Исаак (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963)

Для голоса и инструментального ансамбля

  • 3 японских стихотворения (для сопрано, 2 флейт, 2 кларнетов, фортепьяно и струнного квартета; русский текст А. Брандта, 1913; переложение для высокого голоса с фортепьяно, 1913; для высокого голоса и камерного оркестра, 1947)
  • Прибаутки, шуточные песенки (для контральто и 8 инструментов, на русские народные тексты, 1914)
  • Кошачьи колыбельные песни (сюита на русские народные тексты для контральто с 3 кларнетами, 1916; также с флейтой, арфой и гитарой, издано 1956)
  • 3 песни (на слова У. Шекспира, для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта, 1953)
  • 4 русские песни (для сопрано, флейты, арфы и гитары, на основе 4-х русских песен для голоса и фортепьяно и «3 историй» для детей, 1954)
  • Памяти Дилана Томаса (Траурные каноны и песнь, для тенора, струнного квартета и 4 тромбонов на английские стихи Д. Томаса, 1954)
  • Элегия Дж. Ф. К. (посвящена Дж. Ф. Кеннеди, на стихи У. X. Одена, для баритона, 2 кларнетов, альтового кларнета, 1964)

Для голоса и фортепиано

  • романс «Туча» (на слова Пушкина, 1902)
  • Кондуктор и тарантул (на текст басни Козьмы Пруткова, 1906; ноты утеряны)
  • Пастораль (песнь без слов, 1907)
  • 2 песни на слова С. М. Городецкого (1908)
  • 2 стихотворения П. Верлена (1910; 2-я редакция 2-го — 1919, 1-го — 1951)
  • 2 стихотворения К. Д. Бальмонта (1911; 2-я редакция 1947)
  • 3 истории для детей (на русские народные тексты, 1917)
  • Колыбельная (на собственный текст, 1917)
  • 4 русских песни (на народные тексты, 1918)
  • Сова и кошечка (The Owl and the pussy-cat, на английские стихи Э. Лира, 1966)
  • Грибы, идущие на войну (1904)
  • Воздух моря (?)

Обработки и переложения сочинений других композиторов

  • фортепьянная пьеса «Кобольд» Э. Грига (инструментовка, для балета Пиршество, 1909)
  • «Песня Мефистофеля о блохе» Бетховена (из «Фауста» И. В. Гёте; для баса и оркестра, русский текст В. А. Коломийцова, 1909)
  • «Песня о блохе» Мусоргского (для баса и оркестра, русский текст А. Струговщикова, 1909)
  • «Марсельеза»(для скрипки соло, 1919)
  • хоры из пролога оперы «Борис Годунов» Мусоргского (для фортепьяно, 1918)
  • канцонетта Я. Сибелиуса (для 9 инструментов, 1963)
  • ноктюрн и Блестящий вальс Ф. Шопена (для оркестра. 1909)