Луиджи Боккерини (1743-1805) — жизнь и творчество

Луиджи Боккерини родился 19 февраля 1743 г. в городе Лукке, в Италии, в семье контрабасиста. Отец его, Леопольд Боккерини, сам отличный музыкант, стремился приобщить детей к любимому им искусству и был их первым учителем.

Луиджи с детства особое влечение испытывал к виолончели. Для продолжения музыкального образования Леопольд Боккерини направил своего сына в архиепископскую семинарию. Учителем музыки и пения здесь был аббат Доменико Вануччи, капельмейстер архиепископской капеллы. Успехи Луиджи были блестящи. Тринадцатилетним юношей мы застаем его уже играющим на виолончели в театре и в церкви S.Croce. Несмотря на влияние семинарии, он не испытывает влечения к духовной карьере, а всецело поглощен музыкой.

В начале 1757 г. Луиджи отправляется в Рим для совершенствования в игре на виолончели и в композиции. Там особенное впечатление на него произвела Сикстинская капелла. Исполненная здесь музыка оказала влияние на творчество Боккерини.

Очень скоро молодой Боккерини выдвинулся и как виолончелист, и как композитор. Семнадцати-восемнадцати лет он «проявил свой гений оригинальными сочинениями, богатство и новизна форм которых, свежесть, грация и наивность мыслей возбудили общий энтузиазм» (Пико). Как виолончелист Луиджи также скоро превзошел своих римских учителей.

В Луку он возвращается уже совершенно сложившимся виолончелистом и композитором. Боккерини выступил с исполнением своих произведений в Луккской семинарии, где он когда-то учился. Выступление прошло чрезвычайно успешно. Некоторое время он играл в театральном оркестре, но вскоре вынужден был добиваться места первого виолончелиста в капелле республики. Хотя в 1764 г. Его просьба была удовлетворена, но жалованье оказалось столь незначительным, что Боккерини был вынужден искать других источников существования. К этому времени относится его работа по заказу – неопубликованная 1 часть кантаты к празднику (2 часть была написана Дж.Пуччини, 3 часть – Ди-Поджо). Она была исполнена в 1765 г. с участием Боккерини.

К 1765 г. также относится постановка в Луке его «Драматического действия» — «Клементины». «Клементина», как и две написанные Боккерини в том же году оратории «Узнанный Иосиф» и «Царь Иудейский», была с большим успехом исполнена в церкви S.Maria.

Композитор испытал влияние крупнейшего оперного композитора 18 в., реформатора оперы К.Глюка. Не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы «Орфей и Эвридика».

Примерно в период с 1762 по 1767 г. Боккерини в обществе своего земляка и друга Манфреди (скрипач, ученик школы Тартини) совершает ряд концертных поездок по северной Италии и югу Франции. Всюду друзья пользовались неизменным успехом.

Это был период бурной концертной деятельности и, очевидно, поэтому Боккерини в 1767 г. не написал ни одного сочинения. К этому же времени относится концертная деятельность Боккерини в ансамбле с Нардини, Манфреди и Камбини.

В гравировку композитор начал отдавать свои сочинения, лишь прибыв вместе с Манфреди в Париж в 1768 г. После их выступлений два виднейших издателя Венье и Шевардье вызвались напечатать сочинения Боккерини.

Получив и в Париже единодушное признание, друзья, поддавшись уговорам испанского посланника, в конце 1768 г. или начале 1769 отправились в Мадрид.

В развитии испанской инструментальной музыки большую роль сыграл знаменитый клавесинист и композитор Д.Скарлатти, проживший в Испании с 1729 по 1754 г., и в области смычковой музыки – Луиджи Боккерини, проведший в этой стране большую часть своей жизни. Боккерини приехал в Испанию полный сил, надежд и чаяний, которым, к сожалению, не суждено было сбыться. Он привез с собой третью книгу трио (op.9).

При королевском дворе он был принят холодно. В этих условиях громадной поддержкой для композитора явилась дружба с Манфреди.

Ф.Манфреди занял должность первого скрипача в капелле инфанта Дона-Луи и старался насколько возможно облегчить судьбу своего друга. К счастью, вскоре и Боккерини завоевал расположение инфанта, посвятив ему 6 квартетов (op.8), он был принят в капеллу инфанта с титулом камерного композитора и виртуоза (1769-1785 гг.).

Одним из первых тяжелых ударов для Боккерини была смерть Манфреди, последовавшая в 1780 г.

Боккерини, признанный в свое время Римом и Парижем и не оцененный по достоинству здесь, в Испании, все же не пал духом. Лишенный возможности заниматься сольной виртуозной деятельностью, композитор отдается камерной музыке.

После смерти инфанта (1785) Боккерини нашел покровительство у Фридриха Вильгельма II, короля прусского, отличавшегося большой любовью к музыке и оказывавшего внимание многим музыкантам своего времени (например, Гайдну, Моцарту, Бетховену и др.). Когда Боккерини переслал ему одно из своих сочинений, посвятив его королю прусскому, он в ответ получил диплом придворного композитора (21 января 1786 г.).

До последнего времени оставалась неразрешенной существенная проблема, касающаяся жизни Боккерини. Основные биографические сочинения, посвященные этому композитору (Пико, Шлеттерера и др.) утверждали, что Боккерини, прибыв в Испанию в 1769 г., оставался здесь уже до самой смерти. В то же время имелись некоторые основания предполагать о пребывании Боккерини в Пруссии.

Умер Боккерини в 1805 г., 28 мая.

Сочинения

Около 400 инструментальных произведений. Среди них около 30 симфоний, 91 квартет, 125 струнных квинтетов, секстеты, октеты, струнные трио, скрипичные сонаты и концерт, виолончельные концерты и сонаты. Церковная музыка, оратории и другие сочинения. Вокальная музыка.

Список литературы

  1. Л.Гинзбург. Л.Боккерини и роль его в развитии виолончельного искусства. – М-Л., 1938.
  2. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. С.75.
  3. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – М., 1990.