Даргомыжский и Мусоргский — сравнение вокального и оперного творчества

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (А. Даргомыжский).

«Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться» (М. Мусоргский).

 

В середине 19 века в русском искусстве (литературе, живописи, музыке) преобладало новое направление — критический реализм. Основными его чертами были правдивое выражение действительности, обличение жестоких порядков и нравов. Представителями реализма в литературе были Некрасов, Герцен, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин, в живописи – Федотов, Репин, Суриков, в музыке – Даргомыжский и Мусоргский.

Сравнение творчества Даргомыжского и Мусоргского

Даргомыжский – последователь традиций Глинки, продолжатель его идей – был современником Лермонтова и Гоголя. Его творческий путь открывает новые грани русской музыки, ведущие к произведениям композиторов 2 половины 19 века, к творчеству «Могучей кучки», а особенно – к Мусоргскому. Идеи Даргомыжского послужили основой музыкального мировоззрения Мусоргского. Много общего можно найти в их творчестве. Но эпоха Мусоргского (жившего примерно на 30 лет позже) была иной: к концу 60-х – 70-х годов 19 века произошли перемены в истории России, это было время философии Достоевского, сатиры Салтыкова-Щедрина. Коренные изменения наблюдались и в музыкальном мире: появляется плеяда русских композиторов «Могучей кучки», русские консерватории уже имеют выпускников, среди которых приобретает известность Чайковский. Поэтому музыка Мусоргского не только имеет опору на произведения русских композиторов-предшественников, но и обогащается новыми чертами и принципами развития, свойственными современности. Мусоргский по-новому, отлично от Глинки и Даргомыжского, интерпретирует народную музыку, трактует жанр оперы и романса, изменяя и усложняя их.

Творчество Даргомыжского и Мусоргского имеет сходный круг жанров, среди которых наиболее важными являются вокальные жанры (романс, песня) и опера. Жанр симфонии и инструментальная музыка содержали иные закономерности и были далеки от слова. Поэтому композиторы практически не обращались к ним, лишь несколько произведений являются исключениями и носят программные названия и сюжетный прототип, тем самым перекликаясь с обилием образов вокальной и театральной музыки («Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» Мусоргского), либо содержат в основе народные темы (увертюры-фантазии Даргомыжского «Украинский казачок», «Чухонская фантазия»).

Романс и песня в творчестве Даргомыжского и Мусоргского

Особой областью в творчестве композиторов были вокальные жанры (романс, песня), к которым они обращались на протяжении всего творческого пути. Их объединяла общая цель – раскрыть содержание и «оживить» персонажей путем сближения текста и музыки. Источником и импульсом для создания вокальных произведений были стихотворения поэтов-современников или предшественников. Для Даргомыжского характерно обращение к поэзии Пушкина («Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир»), Лермонтова («И скучно, и грустно», «Мне грустно»), Дельвига («Шестнадцать лет»), Кольцова («Без ума, без разума»), Жадовской («Я всё ещё его люблю»), Курочкина (перевод Беранже, «Старый капрал», «Червяк»). Даргомыжский первым ввел в романс социальную тематику, преобразил романс в сценку, обратился к низшему сословию общества, обличив жизненную несправедливость. Его романсы и песни превращаются в различные «музыкальные портреты». Как пишет Асафьев, Даргомыжский «глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей («Старый капрал»), и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение, смешанное с сожалением («Червяк»). Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство Даргомыжского – музыкального портретиста».

У Мусоргского круг поэтических текстов многогранен и широк. Это и зарубежная поэзия – Байрон («Царь Саул»), Гейне («Желание», «Из слез моих…»), и русские поэты 1 половины 19 века, например, Пушкин («Ночь», «Стрекотунья-белобока» и др.). По-особому жанр раскрыт в произведениях на стихи Некрасова («Калистрат», «Колыбельная Еремушки»), Кольцова («По-над Доном сад цветет»), Голенищева-Кутузова (циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти»), А.Толстого («Без солнца»). Большое количество романсов и песен сочинены Мусоргским на переработанные или созданные им самим тексты. Здесь композитор достиг наиболее полного и гармоничного слияния слова и музыки, такие песни и романсы приобрели новые драматические качества и возможности (цикл «Детская», «Светик Савишна», «Семинарист», «Сиротка», «Озорник» и др.).

Мусоргский открыл «новые берега» в вокальных жанрах, соединив глинкинские традиции с «музыкальной правдой», воспринятой от искусства Даргомыжского. Под влиянием времени эти черты преобразовались в индивидуальные стилистические особенности композитора. Его романсы и песни имеют двойной смысловой акцент – в основном в произведениях с сатирически-обличительным содержанием. Они рисуют сатирические образы, пародию на существующие порядки и нравы («Ах ты, пьяная тетеря!», «Спесь», «Песня Мефистофеля» и т. д.).

У Мусоргского преобладают народные типажи героев: крестьянин («Калистрат», «Семинарист»), юродивый («Светик Савишна», опера «Борис Годунов»), женщина из народа («Гопак», оперные персонажи), дети («Детская», «Сиротка»). Почти всегда тот или иной образ обрисован не от лица автора, а словами самого персонажа. Такой особенностью обладают и романсы-сценки Даргомыжского («Старый капрал», «Я все еще его люблю» и др.). Также следует отметить характер монолога, свойственный таким музыкальным повествованиям. Таким образом, поосредством монолога герой раскрывает себя.

Мусоргский первым из русских композиторов уделил пристальное внимание вокальным циклам и циклической форме как таковой (не учитывая единичный цикл Глинки «Прощание с Петербургом»).

Оперное новаторство Даргомыжского и Мусоргского

Развитие тематики и особенностей творчества Даргомыжского и Мусоргского от романса и песни перешло в более сложный и многогранный жанр – в оперу.

«Русалка» Даргомыжского – психологическая бытовая «реалистичнейшая» музыкальная драма, первая опера подобного жанра. В отличие от опер Глинки, где на первом плане обобщенное раскрытие героико-патриотической идеи («Иван Сусанин») или эпико-фантастического сказочного сюжета («Руслан и Людмила»), в «Русалке» основным становится показ личностей, характеров героев, различные оттенки их внутреннего мира в их развитии и изменении. Относительно Глинки Даргомыжский утверждал, что «Глинка, который один до сих пор дал русской музыке широкий размер, по-моему, затронул еще только одну ее сторону – сторону лирическую». И обратился к другой стороне русской музыки – создал свою оперу по драме Пушкина, основанной на социальном и психологическом конфликте. Характерной особенностью оперы стала ее «камерность» (несмотря на сквозное развитие отдельных эпизодов) из-за отсутствия значительных массовых сцен и благодаря характеру и содержательности музыки, что свойственно и другим жанрам Даргомыжского. В целом в опере много граней, характерных и для камерного вокального творчества композитора в стилистическом и образном плане (судьба женщины, бедняка-мельника, социальная зависимость бедного сословия).

Оперы Мусоргского по своей драматургии более сложны. От опер Глинки в них – масштабность, весомость массовых сцен, обращение к историческому сюжету (вновь Пушкин – «Борис Годунов»). В центре оперы «Борис Годунов» Мусоргский ставит не только главного героя – царя, но и народ. А отдельные персонажи получают лейтмотивные характеристики. Мусоргский, раскрывая героев и сюжет, одновременно обобщает отдельные характеристики в единое целое. Такой степени обобщения не было у Даргомыжского, оно берет начало у Глинки с его значимыми массовыми сценами.

Отличительной особенностью музыки Мусоргского стала многовариантность. Многие романсы, песни, не говоря уже об опере, имеют по 2-3 редакции. Народная тематика получает новую трактовку: композитор не только концентрирует внимание на этом, но и проникает в народную жизнь, раскрывая ее изнутри (подобно Некрасову в поэзии). Отразив по-новому «прошлое в настоящем», Мусоргский стал первым создателем народной музыкальной драмы такого масштаба.

В операх Даргомыжского и Мусоргского оформились новые виды жанра, отличающиеся свободой и разомкнутостью форм, выразительностью образных характеристик. Оба композитора стремились к музыкальной правде, и действительно, их творчество явилось правдивым отражением реальности их времени.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.