«Пиковая дама» и 6 симфония П.И. Чайковского. Роковые предвестники смерти.

«…Трагизм «Пиковой» и шестой симфонии ценен силой притяжения к гибели» (Б. Асафьев).

В позднем периоде творчества Чайковского ведущую роль играют жанры симфонии и оперы. Возникшие обособленно друг от друга, на протяжении своего существования они развивались не только параллельно, но и воздействовали друг на друга, образуя новые виды, новые характерные особенности. У Чайковского эти жанры представлены в тесной взаимосвязи и объединяются внутренней психологической направленностью. Поздний стиль композитора проникнут острым драматизмом, трагедийностью, он и автобиографичен, отражая внутреннюю борьбу духа со стихийно-роковым, судьбоносным, иррациональным началом, истоки которого были заложены еще в симфонизме Бетховена.

В опере на сюжет трагедии Пушкина «Пиковая дама» и шестой симфонии – лебединой песне Чайковского – прослеживается тенденция к жанровому обобщению. Эти произведения близки по идейному замыслу. С одной стороны, они представляют собой широкую образную и тематическую гамму, будучи разнонаправленными жанрами, а с другой – взаимодействуют и дополняют друг друга. Чайковский наделяет музыку всеобъемлющими свойствами; тематика, посвященная личности человека и его внутреннему миру, направлена к каждому, потому оказалась доступна и понятна всем.

«Пиковая дама» — «социальная драма и лирическая трагедия» (Асафьев), в которой на первый план выдвинуты человеческие характеры; их трансформация происходит на протяжении всего произведения под влиянием ведущей весомой силы судьбы и злого рока, а также социальной действительности. По словам Асафьева, «Пиковая дама» — «и симфония, и кантата, и поэма смерти».

Образы смерти в опере и симфонии

В опере есть центральный персонаж – Герман, мировоззрение которого является важным для трактовки оперы. Многие сцены словно проходят сквозь сознание героя, что обостряет их конфликтность и экспрессию (подобно сценам из романов Достоевского). На протяжении всей оперы Германа влекут идеи. Поначалу это любовь к Лизе, «необузданная страсть» (такого акцента нет у Пушкина), затем ее вытесняет одержимость тайной трех карт. Но главной, страшной идеей всего произведения становится роковая неизбежность смерти; поначалу это смерть графини, затем потеря рассудка Германа, смерть Лизы и конечная гибель Германа. Но как таковой темы смерти в опере нет. Есть лишь тематические линии, так или иначе связанные с ней – тема трех карт (тема злого рока), тематизм старой графини, близкой к смерти, и тема призрака графини, происходящая из темы трех карт.

«Патетическая» симфония – симфония-трагедия – не имеет конкретно декларируемых образов, но тяготение ее к программности очевидно. Здесь, также, как и в опере, главенствует внутренний мир человека. Симфония подводит итог творчеству Чайковского, и в ней прослеживаются черты монодрамы, раскрытой в «Пиковой даме». «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу» — утверждение, поясняющее истинный замысел Чайковского. Центром здесь тоже является человеческая личность, но не во внешнем, а во внутреннем действии. Это не раскрытие новых качеств в борьбе, а итоговое звено эволюции духа. Образ смерти в симфонии показан с другой стороны, нежели в опере. Факт смерти остается пройденным этапом, а конечной целью является скорбный вывод прожитого на пороге перед бездной.

«…Если есть будущая жизнь, то разве только в смысле неисчезаемости материи и еще в пантеистическом смысле вечности природы, которой я составляю одно из микроскопических явлений. Словом, я не могу понять личного бессмертия… В результате всех моих рассуждений я пришел к убеждению, что вечной жизни нет» (Чайковский).

Похоже, Чайковский в последние годы много думал о судьбе и смерти, отражал ее образы в своих произведениях — и в «Пиковой даме», и в 6 симфонии, и в последних романсах («Снова, как прежде, один…», «Ночь», «Мы сидели с тобой»). Возможно, это поспособствовало его обращению к «русской рулетке» – тому стакану сырой воды, который он выпил в Петербурге, когда свирепствовала холера. Последние 2 года жизни композитор не вел привычный ему дневник. Последние произведения Чайковского косвенно свидетельствуют о том, что композитор находился на прощальном пути к неизбежному концу.

Общие контрасты в опере и симфонии

Общей чертой «Пиковой дамы» и шестой симфонии является контраст разнонаправленных и сложных начал. В опере сценическое действие с участием главных героев (их портретов, их душевной эволюции) сопоставляется с интермедиями, «разрядкой» действия (массовые сцены, появление второстепенных персонажей). В 6 симфонии сценическое действие отсутствует, но музыка симфонии содержит подобное сопоставление действенного (ГП 1 части) и интермедийного начал (ПП 1 части, 2 часть по отношению к 1-й).

Также в опере и симфонии присутствуют две противоположности, две «загадочные стихии», – разрушающая (рок, зловещая предопределенность трагической развязки) и прекрасная, возрождающая, созидающая (любовь, пробуждающая лучшие качества героев). Силы рока пытаются подавить любовь, – в опере это зловещий образ графини, возникающий в болезненном воображении Германа (не человек, а призрак смерти), это магические три карты, связанные с «иррациональным» миром. И если в финале оперы трагическая развязка все-таки заканчивается темой любви и торжеством созидающего начала, то в симфонии трагический финал полностью перекрывает светлые образы, и неумолимый рок одерживает победу над мажорным лирическим началом. Эта борьба противоположностей приобретает особый символический подтекст в связи с тем, что «Патетическая» симфония – последнее произведение Чайковского.

Композиционные связи оперы и симфонии

Композиционный принцип оперы основан на контрастном сопоставлении разнохарактерных сцен и эпизодов, что наблюдается и в симфонии. Но некоторые сквозные сцены, являясь контрастном предыдущему и последующему оперному эпизоду, имеют внутри себя другую степень контрастности (вторая картина – сцена Лизы и Германа, приход графини; пятая картина – чтение письма Лизы, появление призрака графини и монолог призрака). В симфонии принцип жанровой характерности у Чайковского проявляется в использовании двухчастных или трехчастных форм внутри партии (например, в ГП, ПП 1 части) с внутренними контрастами. Композиция симфонии так же, как и оперы (трактовка Асафьева), основана на контрастных темах.

Кроме контрастов присутствует и необходимый конфликт тем или образов, возникающий в кульминационных моментах трагедий. В «Пиковой даме» он показан ярче в соответствии с конфликтом сценической ситуации. Здесь сталкиваются герои и их музыкальные характеристики (2 картина – Лиза, Герман, Графиня – зарождение конфликта; 4 картина – центральная кульминация; 6 картина – разрешение линии Германа и Лизы; 7 картина – Герман и Пиковая дама (судьба)). В «Патетической» симфонии огромную энергию столкновения содержит первая часть. Открытый конфликт в ней показан со всей остротой и наивысшей степенью напряженности (начало разработки). В последующих трех частях столкновение подавляется сознанием и предчувствием неумолимого. Вторая часть (вальс) – лирическое отступление, сквозь безмятежность которого просвечивает душевный надлом, третья – скерцо-марш, торжество сознания над судьбой (подобно торжеству Германа перед гибелью). В финальной части симфонии отпадает необходимость конфликта, символизирующего и борьбу с судьбой, и «пестроту», житейскую суету. Здесь все отступает, приводя к скорбному итогу.

Тематические связи оперы и симфонии

Тематические связи разных жанров проявляются на всем творческом пути Чайковского. Но наибольшая определенность и логичность наблюдается в его последних сочинениях. Множество выразительных средств характеризуют те или иные темы, все предельно уравновешенно и гармонично (в опере нет преобладания только вокального или только инструментального начала). При обрисовке острых конфликтных образов используются прерывистые, неустойчивые интонации, нисходящее движение мелодии или «ломаные» скачки в разном направлении (ГП 1 части 6 симфонии, в опере – темы образа Германа). Такие образы обычно сопровождаются определенными тональностями, понимаемыми Чайковским особенно чутко, применимыми к данным образам (ми минор, си минор).

С другой стороны, возникают темы, насыщенные светлейшим мажором (ПП 1 части 6 симфонии – ре мажор, тема любви в оркестровой интродукции к опере, ре-бемоль мажор – тема любви в конце оперы, а в других произведениях – ПП из «Ромео и Джульетты», эпизод «Кто ты, мой ангел ли хранитель?» в сцене письма Татьяны и т.д.). Темы любви очерчены лирическими струнными. В «Пиковой даме» тема любви в разных вариантах 4 раза появляется и имеет волнообразную структуру мелодики. В побочной партии 6 симфонии такая тема построена с другим рисунком волны.

Характерной чертой мелодики Чайковского является трактовка тем рока как действующей зловещей силы, им свойственны восходящее движение и квартовые скачки. С такими темами сопряжена медная духовая группа оркестра, особенно тромбоны, обладающие необходимым «зловещим» тембром.

Опера заканчивается проведением темы любви и заупокойного отпевания души Германа. Это торжественный итог сценического действия. 6 симфония, написанная вслед за оперой, как будто продолжает идейный замысел оперы и имеет в качестве итога скорбный реквием Adagio lamentoso.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.