Сочинения Николая Андреевича Римского-Корсакова с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп.состав | Комментарий |
Симфония № 1 | es-moll (2-я редакция: e-moll) | op. 1 | 1865 (2-я редакция: 1884) | Для симфонического оркестра | Посвящение: «Федору Андреевичу Канилле». Издание 1890 (2-я редакция) |
«Щекою к щеке ты моей приложись» | ор. 2 № 1 | 1865 | Слова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение М.П. Мусоргскому. Издание 1966 | ||
«Пленившись розой, соловей» | ор. 2 № 2 | 1866 | Слова Кольцова. Посвящение М.Р. Кюи | ||
«Колыбельная песня» | ор. 2 № 3 | 1866 | Слова Мея (из драмы «Псковитянка»). Посвящение С.И. Беленицыной | ||
«Из слез моих» | ор. 2 № 4 | 1866 | Слова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение Л.И. Шестаковой | ||
«Ель и пальма» («На северном голом утесе») | ор. 3 № 1 | 1866, 2-я ред. 1888 для голоса с оркестром | Слова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение А.П. Бородину | ||
«На холмах Грузии» | ор. 3 № 4 | 1866 | Слова Пушкина. Посвящение С.И. Беленицыной. Издание 1866 | ||
Садко | ор. 5 | 1867 (окончательная редакция — 1892) | Музыкальная картина. Для симфонического оркестра | Посвящение М. А. Балакиреву. Издание 1870 (1892 — окончательная редакция) | |
Фантазия на сербские темы (Сербская фантазия) | ор. 6 | 1867 (окончательная редакция — 1887) | Для симфонического оркестра | Посвящение А. П. Бородину. Издание 1870 (окончательная редакция 1895) | |
«Еврейская песня» («Сплю, но сердце мое чуткое не спит») | ор. 7 № 2 | 1867 | Слова Мея (часть стихотворения из цикла «Еврейские песни»). Посвящение М.П. Мусоргскому | ||
«Где ты, там мысль моя летает» | ор. 8 № 1 | 1870 | Слова неизвестного автора. Посвящение П.И. Чайковскому | ||
«Ночь» | ор. 8 № 2 | 1868 | Слова Плещеева. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1870 | ||
«Тайна» | ор. 8 № 3 | 1868 | Слова Шамиссо. Посвящение А.Н. Пургольд. Издание 1870 | ||
«Встань, сойди, давно денница» («Еврейская песня») | ор. 8 № 4 | 1870 | Романс. Для голоса с фортепиано | На слова Мея. Посвящение Ф.А. Канилле | |
«В царство розы и вина — приди!» | ор. 8 № 5 | 1870 | Романс. Для голоса с фортепиано | На слова А. Фета. Посвящение Е.А. Бородиной | |
«Я верю, я любим» | ор. 8 № 6 | 1870 | Слова Пушкина. Посвящение М.А. Балакиреву. Издание 1870 | ||
Сюита «Антар» (Симфония № 2) | ор. 9 | 1868 (окончательная редакция — 1897) | Для симфонического оркестра | По сказке Сенковского. Издание 1880 | |
Четыре пьесы | ор. 11 | 1877 | Для фортепиано | 1. Экспромт; 2. Новеллетта; 3. Скерцино; 4. Этюд. Посвящение П.А. Шостаковскому | |
Струнный квартет | F-dur | op. 12 | 1875 | ||
Четыре вариации и фугетта на русскую песню «Надоели ночи, надоскучили» | ор. 14 | 1875 | Для 4-голосного женского хора | ||
Вальс | Cis-dur | op. 15 № 1 | 1875 | Для фортепиано | |
Романс | ор. 15 № 2 | 1875 | Для фортепиано | ||
Фуга | cis-moll | op. 15 № 3 | 1875 | Для фортепиано | |
Шесть хоров a cappella | op. 16 | 1876 | Для смешанного хора | 1. «На севере диком»; 2. «Вакхическая песня»; 3. «Старая песня» (Слова Кольцова); 4. «Месяц плывет и тих и спокоен» (Слова Лермонтова); 5. «Последняя туча развеянной бури»; 6. «Молитва» | |
«Перед распятием» | ор. 18 № 1 | 1876 | Для смешанного хора | ||
«Татарский полон» | ор. 18 № 2 | 1876 | Для смешанного хора | ||
Стих об Алексее божьем человеке | ор. 20 | 1878 | Хор в сопровождении оркестра | ||
Слава | ор. 21 | 1890 | Хор в сопровождении оркестра | На тему русской подблюдной песни | |
«Крестьянская пирушка» | ор. 23 № 1 | 1876 | Для 3-голосного мужского хора | Слова А.В. Кольцова | |
«К моей песне» | ор. 25 № 1 | 1870 | Слова Гейне. Посвящение В.В. Стасову | ||
Увертюра на русские темы (Увертюра на темы трех русских песен) | ор. 28 | 1866 (окончательная редакция — 1880) | Для симфонического оркестра | Посвящение А. К. Лядову (2-я редакция). Издание 1886 | |
Сказка | ор. 29 | 1880 | Для симфонического оркестра | Посвящение А. К. Глазунову. Издание 1885 | |
Концерт для фортепиано с оркестром | cis-moll | ор. 30 | 1882—1883 | Посвящение: «Памяти Ф. Листа». Издание 1886 | |
Симфониетта | a-moll | ор. 31 | 1884 | Для симфонического оркестра | На русские темы. Посвящение: «Георгию Оттоновичу Дютшу». Издание 1887 |
Симфония № 3 | C-dur | op. 32 | 1872—1873 (окончательная редакция — 1886) | Для симфонического оркестра | Издание 1888 (2-я редакция) |
Концертная фантазия на русские темы | ор. 33 | 1887 | Для скрипки с оркестром | Посвящение П. А. Краснокутскому. Издание 1887 | |
Испанское каприччио (Каприччио на испанские темы) | ор. 34 | 1887 | Для симфонического оркестра | Посвящение: «Гг. артистам оркестра С.-Петербургской русской оперы». Издание 1888 | |
Шехеразада | ор. 35 | 1888 | Сюита. Для симфонического оркестра | По «Тысяче и одной ночи». Посвящение В. В. Стасову. Издание 1889 | |
Светлый праздник (Воскресная увертюра) | ор. 36 | 1888 | Для симфонического оркестра | На темы из «Обихода». Посвящение: «Памяти А.П. Бородина и М.П. Мусоргского». Издание 1980 | |
«О, если бы ты могла» | ор. 39 № 1 | 1897 | Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой | ||
«Запад гаснет в дали бледно-розовой» | ор. 39 № 2 | 1897 | Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой | ||
«На нивы желтые нисходит тишина» | ор. 39 № 3 | 1897 | Слова А. К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1897 | ||
«Усни, печальный друг» | ор. 39 № 4 | 1897 | Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой | ||
«Когда волнуется желтеющая нива» | ор. 40, № 1 | 1897 | Слова Лермонтова. Посвящение: «Дочери Соне» | ||
«По небу полуночи» | ор. 40 № 2 | 1897 | Слова Лермонтова (стихотворение «Ангел»). Посвящение: «Дочери Соне» | ||
«О чем в тиши ночей» | ор. 40 № 3 | 1897 | Слова Майкова. Посвящение А.К. Лядову | ||
«Я в гроте ждал тебя» | ор. 40 № 4 | 1897 | Слова Майкова. Посвящение Ф.М. Блуменфельду | ||
«Шепот, робкое дыханье» | ор. 42 № 1 | 1897 | Слова Фета. Посвящение: «Сыну Михаилу» | ||
«Я пришел к тебе с приветом» | ор. 42 № 2 | 1897 | Слова Фета. Посвящение Н.С. Лаврову | ||
«Редеет облаков летучая гряда» | ор. 42 № 3 | 1897 | Слова Пушкина. Посвящение В.В. Ястребцеву | ||
«Моя баловница» | ор. 42 № 4 | 1897 | Слова А. Мицкевича (перевод Мея). Посвящение С.М. Блуменфельду. Издание 1897 | ||
Свитезянка | ор. 44 | 1897 | Кантата для сопрано, тенора, смешанного хора и оркестра | На слова А. Мицкевича | |
Два дуэта | ор. 47 | 1897 | Дуэты в сопровождении фортепиано | № 1. «Пан»; № 2. «Песнь песней». На слова А. К. Толстого. Издание 1898 | |
Моцарт и Сальери | ор. 48 | 1897 | Драматические сцены | Текст одноименной маленькой трагедии Пушкина. Посвящение: «Памяти А.С. Даргомыжского». Исполнение 1898; издание 1897 (партитура), 1899 (клавир) | |
«Анчар — древо смерти» | ор. 49 № 1 | 1897 (первый набросок — 1882) | Ариозо для баса | На слова Пушкина. Посвящение Ф.И.Стравинскому | |
«Ненастный день потух» | ор. 51 № 5 | 1897 | Слова Пушкина. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1898 | ||
Горный ключ | ор. 52-bis | 1905 | Трио для женских голосов в сопровождении оркестра | Слова А. Майкова | |
Стрекозы | ор. 53 | 1897 | Трио для женских голосов с хором и оркестром | На слова А.К. Толстого | |
Боярыня Вера Шелога | ор. 54 | 1877, 1898 | Музыкально-драматический пролог к опере «Псковитянка» в 3-х сценах | Либретто Римского-Корсакова по драме «Псковитянка» Мея. Исполнение 1898; издание 1898 (партитура и клавир) | |
«Нимфа» | ор. 56, № 1 | 1898 | Слова Майкова. Посвящение Н.И. Забеле-Врубель | ||
«Сон в летнюю ночь» | ор. 56 № 2 | 1898 | Слова Майкова. Посвящение: «Чете Врубелей» | ||
Картинки к «Сказке о царе Салтане» | ор. 57 | 1900 | Сюита из вступлений к 1, 2 и 4 действиям оперы. Для симфонического оркестра | Издание 1900 | |
Песня о вещем Олеге | ор. 58 | 1899 | Кантата для тенора, баритона, мужского хора и оркестра | На слова Пушкина | |
Из Гомера | ор. 60 | 1891 | Прелюдия-кантата для сопрано, меццо-сопрано, контральто, женского хора и оркестра | На текст из «Одиссеи» | |
Над могилой | ор. 61 | 1904 | Прелюдия. Для симфонического оркестра | Памяти В. М. Беляева | |
Неаполитанская песенка (Canzonetta napolitana) | op. 63 | 1907 | Для симфонического оркестра | Обработка итальянской народной песни «Funiculi Funicula» | |
Золотой петушок (Небылица в лицах) | 1906—1907 | Опера в 3-х действиях с прологом и эпилогом | Либретто Бельского по «Сказке о золотом петушке» Пушкина. Исполнение 1909; издание 1907 (партитура), 1908 (клавир) | ||
Кащей бессмертный (Осенняя сказочка) | 1901—1902 | Опера в 1-м действии (3-х картинах) | Либретто Римского-Корсакова и С.Н. Римской-Корсаковой по плану Петровского. Исполнение 1902; издание 1902 (партитура и клавир) | ||
Майская ночь | 1878— 1879 | Опера в 3-х действиях (4-х картинах) | Либретто Римского-Корсакова по повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. Гоголя. Посвящается Надежде Николаевне Римской-Корсаковой | ||
Млада | 1889—1890 | Волшебная опера-балет в 4-х действиях (7-ми картинах) | Либретто Римского-Корсакова по сюжету и сценарию Гедеонова. Исполнение 1892; издание 1890 (партитура и клавир) | ||
Ночь перед рождеством (Быль-колядка) | 1894—1895 | Опера в 4-х действиях (9-ти картинах) | Либретто Римского-Корсакова по одноименной повести Гоголя. Исполнение 1895; издание 1895 (партитура и клавир) | ||
Пан воевода | 1902— 1903 | Опера в 4-х действиях | Либретто Тюменева. Посвящение: «Памяти Фридерика Шопена». Исполнение 1904; издание 1903 (партитура), 1904 (клавир) | ||
Псковитянка | 1868 — 1872 (1-я редакция); 1876 — 1877 (2-я редакция); 1891 — 1894 (3-я редакция) | Опера в 3-х действиях (6-ти картинах) | Либретто Римского-Корсакова при участии В.В. Стасова, Мусоргского, В.В. Никольского по одноименной драме Мея. Посвящение: «Посвящается дорогому мне музыкальному кружку». Исполнение 1873 (1-я редакция); 1895 (3-я редакция); издание 1872 (1-я редакция, клавир); 1892 (3-я редакция, партитура); 1894 (3-я редакция, клавир) | ||
Садко | 1895 — 1896 | Опера-былина в 5-ти действиях (7-ми картинах) | Либретто Римского-Корсакова при участии В.В. Стасова, Ястребцева, Штрупа, Финдейзена и Бельского по мотивам былины «Садко, богатый гость» и других русских былин и сказок. Исполнение 1897, издание 1896 (партитура и клавир) | ||
Сервилия | 1900 — 1901 | Опера в 5-ти действиях | Либретто Римского-Корсакова по одноименной драме Мея. Посвящение: «Памяти Л.А. Мея». Исполнение 1902; издание 1902 (партитура и клавир) | ||
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии | 1904 | Опера в 4-х действиях (6-ти картинах) | Либретто Бельского по мотивам древнерусских сказаний и легенд. Исполнение 1907; издание 1906 (партитура и клавир) | ||
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди | 1899—1900 | Опера в 4-х действиях (6-ти картинах) с прологом | Либретто Бельского по одноименной сказке Пушкина. Исполнение 1900; издание 1900 (партитура и клавир) | ||
Снегурочка (Весенняя сказка) | 1880—1881 | Опера в 4-х действиях с прологом | Либретто Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского. Исполнение 1882; издание 1881 (партитура и клавир) | ||
Царская невеста | 1898 | Опера в 4-х действиях | Либретто Тюменева по одноименной драме Мея. Исполнение 1899; издание 1899 (партитура и клавир) | ||
Дубинушка | 1905 (2-я редакция — 1906) | Русская народная песня в обработке для симфонического оркестра с хором ad libitum | |||
Здравица А.К. Глазунову | 1907 | Для симфонического оркестра | |||
Увертюра и антракты к драме Мея «Псковитянка» | 1877 (1881—1882 — переработка) | Для симфонического оркестра | Увертюра к прологу; антракт к 1-му действию — «Ольга»; антракт ко 2-му действию — «Игра в бабки»; антракт к 4-му действию на тему напева стиха об Алексее божьем человеке. Посвящение А. К. Лядову | ||
Вариации на тему романса Глинки «Что, красотка молодая» | 1877 | Для гобоя и духового оркестра | |||
Концерт для тромбона и духового оркестра | 1877 | ||||
Концертштюк | 1877 | Для кларнета и духового оркестра | |||
Мазурка на польские народные темы | 1888 | Для скрипки с оркестром | |||
Струнный квартет | G-dur | 1897 | |||
Квартет струнный на русские темы | 1879 | 1 часть «В поле»; 2 часть «На диванчике»; 3 часть «В хороводе»; 4 часть «В монастыре». В 1884 первые три части переделаны в симфониетту | |||
Квинтет | B-dur | 1876 | Для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота | ||
Секстет | A-dur | 1876 | Для 2 скрипок, 2 альтов, 2 виолончелей | ||
Трио | c-moll | 1897 | Для скрипки, виолончели и фортепиано | ||
«Сорок народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым» | 1880 | Обработки народных песен | Сборник. Издание 1882 | ||
«Сто русских народных песен» | 1876 — 1877 | Обработки народных песен | Сборник. Посвящение В.В. Стасову. Издание 1877 |
Незавершенные сочинения, наброски, замыслы
- «Зорюшка» («Ночь на распутье»), замысел оперы на сюжет Даля.
- «Кончина мира», сюжет и сценарий оперы, предложенный Бельским.
- «Навзикая», замысел оперы на сюжет из «Одиссеи» Гомера.
- «Небо и Земля» («Земля и Небо»), замысел оперы на сюжет Байрона.
- «Одиссей у царя Алкиноя», замысел оперы на сюжет из «Одиссеи» Гомера.
- Симфония h-moll; незавершенный замысел 1866—1869 гг.
- «Стенька Разин», замысел оперы па либретто Бельского.
Несохранившиеся юношеские сочинения
- «Бабочка», вокальный дуэт в сопровождении фортепиано.
- «Выходи ко мне, синьора», романс для голоса с фортепиано.
- Ноктюрн для фортепиано b-moll.
- Похоронный марш для фортепиано d-moll.
- Скерцо для фортепиано в 4 руки c-moll.
- Увертюра для фортепиано.
Коллективные сочинения с участием Римского-Корсакова
- Всенощная, совместно с С.А. Смирновым, Азеевым, Копыловым, Сырбуловым.
- «Именины», квартетная сюита в честь Беляева, написанная Глазуновым, Лядовым и Римским-Корсаковым; ему принадлежит 3-я часть — «Хоровод».
- Струнный квартет на тему Be-la-ef: 1-я часть — Allegro — Римского-Корсакова; 2-я — Scherzo — Лядова; 3-я — Serenata alla spanola — Бородина; Finale — Глазунова; 1886.
- «Млада», опера-балет, задумана как коллективное произведение на либретто В.А. Крылова на сюжет Гедеонова; не закончена, 1871—1872; Римский-Корсаков писал (совместно с Мусоргским) 2 и 3 действия.
- Парафразы на неизменную тему («Тати-тати»), 8 вариаций и 6 пьес, сочиненные Бородиным, Кюи, Лядовым и Римским-Корсаковым; ему принадлежат вариации 1, 2, 6, 11, 12, 13, 16 и 19, пьесы «Колыбельная», «Маленькая фуга В — А — С — Н», «Тарантелла», «Менуэт», «Трезвон», «Комическая фуга».
Литературные сочинения и учебники
- «”Вильям Ратклиф”. Опера в 3-х действиях г. Кюи», статья.
- «”Нижегородцы”. Опера Э. Направника», статья.
- Руководство по инструментовке (Учебник инструментовки).
- «Снегурочка», тематический разбор оперы.
- Учебник гармонии.