Джузеппе Верди (1813-1901) — жизнь и творчество

Джузеппе Верди принадлежит к тем представителям западноевропейской музыкальной культуры, чье творчество проникнуто глубоким демократизмом, реалистической выразительностью, а потому близко советским слушателям и любимо ими.

Жизнь Джузеппе Верди, сына итальянского крестьянина, неразрывно связана с жизнью родного ему народа, с историей борьбы Италии за национальное и политическое освобождение, певцом которого он был. В пору юности будущего композитора Италия была порабощена Австрией, лишена независимости, раздроблена на отдельные части. С самого детства сознание Верди было ранено унижением родной страны. Он возненавидел австрийцев, а австрийский канцлер Меттерних был для него воплощением самой черной реакции. Страстный патриотизм Верди, преданность родине, любовь к народу нашли глубокое и яркое выражение уже в первых произведениях композитора. Ненависть к тиранам и насилию, протест против угнетения человека человеком составляют пафос творчества Верди. Он не был сознательным революционером, но его произведения сыграли значительную роль в политической жизни Италии, боровшейся против австрийского ига.

Творчество Верди по преимуществу относится к оперному жанру, за исключением «Реквиема», посвященного памяти выдающегося итальянского писателя Манцони, немногочисленных романсов и нескольких камерно-инструментальных пьес.

Джузеппе Верди родился в итальянском местечке Ронкола вблизи Буссето (Пармской области) в небогатой семье. Верди прожил большую жизнь. Он родился в 1813 году, когда русская армия завершала освобождение Европы от наполеоновской тирании, а умер восьмидесяти восьми лет отроду, в 1901 году, и был свидетелем всех крупнейших событий европейской истории XIX века. Очень рано пробудились музыкальные способности Верди. Молодой композитор полюбил народную песню и в своих произведениях стремился воссоздать певучие и выразительные народные мелодии. Первые оперы Верди, поставленные на сцене в конце тридцатых — начале сороковых годов, были посвящены теме борьбы народа против поработителей. По цензурным условиям композитор должен был маскировать свой замысел, перенося действие то в библейские времена — «Навуходоносор», то во времена гуннов — «Атилла».

Но всегда и везде героем опер Верди был народ. И народ сумел оценить своего музыканта. Мелодии Верди приобрели широкую популярность в стране, а имя композитора стало символом единения Италии.

В середине 40-х — начале 50-х годов творчество Верди приобретает большую реалистическую силу. Композитор воплощает в музыке ряд произведений выдающихся поэтов и драматургов. Он создает оперы по Шекспиру — «Макбет» и в конце жизни «Отелло» и «Фальстаф», по Байрону — «Корсар» и «Двое Фоскари», по Гюго — «Эрнани» и «Риголетто» и т. д.

Произведения композитора завоевывают ему успех и за пределами Италии. Оперные театры Европы заказывают Верди оперы. Так по заказу Петербургского оперного театра Верди написал оперу «Сила судьбы». Этапными, определяющими творческий путь композитора произведениями были: «Эрнани» (1844), «Риголетто» (1851), «Травиата» и «Трубадур» (1853), «Бал-маскарад» (1859), «Аида» (1871), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893).

 

Автор статьи — А. Гозенпуд.