«Риголетто» — опера Джузеппе Верди

Опера в 3 действиях (4 картинах).

Либретто Ф. Пиаве (по драме В. Гюго «Король забавляется»).

Опера «Риголетто» принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений Джузеппе Верди. Она написана на сюжет драмы Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенной французской цензурой к представлению из-за своей антимонархической направленности. Верди вынужден был совместно со своим либреттистом Пиаве несколько видоизменить пьесу, чтобы благополучно провести ее через рифы и мели еще более суровой, чем французская, австрийской цензуры. Так, в результате переработок, действие было перенесено из Франции в Мантую, король Франциск I превратился в герцога, шут Трибулэ стал называться Риголетто, его дочь Бланш превратилась в Джильду и т. д. Однако, несмотря на все переработки, которые коснулись и текста пьесы, опера Верди сохранила всю силу гнева и протеста против угнетения человека, характерную для пьесы Гюго. Более того, в опере «Риголетто» этот протест усилен. Композитор выступает здесь в защиту попранных и униженных человеческих прав, резко осуждает насилие, подлость и распутство — неотъемлемые черты придворного мира. В «Риголетто» Верди твердо становится на реалистические позиции. Он ставил задачей своего творчества создание живых и выразительных человеческих характеров. И эту задачу он решил блистательно в опере «Риголетто». Каждый из образов оперы — герцог, Джильда, Риголетто — раскрыт композитором во всем разнообразии человеческих свойств. Это не условные оперные маски «ветреного любовника», «девушки-простушки», «страдающего отца», но живые люди. И в этом основная победа реализма Верди.

Арии и ансамбли в «Риголетто» подчинены все той же основной задаче — показу характеров героев. Верди придавал созданию живых образов людей решающее значение в музыкальной драматургии. Он писал в одном из писем: «Для того, чтобы слушатель сочувствовал или ненавидел героя нужно, прежде всего, чтобы он верил в реальность его существования. Одной только красивой мелодии мало. Нужно, чтобы мелодия выражала мысль и чувство человека, вызывала ответ в сердцах зрителей». Эти слова — ключ к постижению музыкальной драматургии и эстетики Верди.

В «Риголетто» композитор выступает как умелый и взыскательный мастер, как художник, свободно владеющий материалом.

Драматический конфликт оперы заключен в противопоставлении лживого и подлого придворного мира всему честному, правдивому и благородному. Любимец герцога шут Риголетто, чтобы спасти свою дочь Джильду от притязаний своего распутного повелителя, поселил ее далеко от дворца герцога. Риголетто горячо любит Джильду, он нежный отец. В обществе дочери Риголетто сам становится лучше и чище, при ней он освобождается от лжи и лицемерия, которые его окружают при дворе. Но в то же время он — придворный шут, верный и преданный холоп герцога. Более того, он поощряет разврат своего повелителя, издевается над мужьями и отцами, чья честь оскорблена герцогом.

Придворные, чтобы отомстить Риголетто, похищают Джильду и передают её герцогу. С потрясающей силой раскрывает композитор трагедию несчастного отца. Меняется, углубляется образ Риголетто. Это уже не шут, злобно издевающийся и жалящий своих врагов — придворных, а страдающий отец, у которого отнято самое дорогое. Образ Риголетто достигает подлинно трагической силы. Если раньше шут язвил и колол придворных жалом своей насмешки, то сейчас он обрушивает на них ненависть и гнев, которые наполняют его сердце. Боль, страдание, отчаяние, бессильная ярость, жалость к дочери сливаются воедино. Монолог Риголетто во втором действии, его реплики в адрес придворных, слова тоски и печали, с которыми он обращается к дочери, полны высокой выразительности. Его ария «Куртизаны, исчадье порока» — одно из наиболее замечательных мест во всей опере.

С огромной силой композитор развивает линию образа Риголетто от покорного раба герцога до человека, сделавшего целью своей жизни — месть ему. Свое наиболее яркое выражение это нашло в третьем, самом сильном по музыке, действии. Замечательный квартет в таверне, в котором каждый из героев (Риголетто, Джильда, герцог, Маддалена) ярко раскрывают свои чувства, является одной из вершин оперы. Жажда мести и предвкушение победы наполняют сердце Риголетто. Джильда страшится за герцога, она любит его. Герцог, увлеченный цыганкой, забыл весь мир. Маддалена разжигает страсть своего поклонника.
Виктор Гюго с чувством восхищения и зависти писал композитору, что он понял все величие и выразительность музыки, слушая этот квартет, «в котором каждый из голосов учетверяет свою силу, соприкасаясь с другим голосом».

Полные драматизма события происходят в таверне глухой ночью на фоне грозы, ярко воплощенной в музыке. Эта звуковая картина понадобилась Верди не для самодовлеющего эффекта, а для более полного и глубокого раскрытия душевного состояния героев, для показа отчаяния и муки несчастного отца — шута Риголетто, ставшего жертвой собственной мести.

Опера Верди завоевала любовь и популярность у слушателей. В русском театре она была поставлена вскоре после написания и с той поры не сходит со сцены: глубокий драматизм «Риголетто» сохраняет всю свою силу и сейчас, более чем через сто лет после создания оперы.

 

Автор статьи — А. Гозенпуд.