Оперное творчество Д. Пуччини и опера «Чио-Чио-Сан»

Популярность опер Пуччини «Богема», «Манон», «Тоска», «Чио-Чио-Сан» исключительно велика, и вместе с тем жизнь их автора широкой театральной общественности мало известна.

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в небольшом городе Лука, расположенном вблизи Флоренции. Отец и дед Джакомо были композиторами, написавшими ряд музыкальных произведений, в том числе и несколько опер.

Музыкальная одаренность будущего композитора проявилась в раннем детстве. Он пел в хоре, играл на фортепиано и органе. Затем Пуччини занимался композицией в Луккском музыкальном институте, а впоследствии в Миланской консерватории у известных в то время композиторов Баццини и Понкиелли.

Детство и юность Пуччини протекали в тяжелых материальных условиях. Он постоянно нуждался и, будучи студентом консерватории, жил в обстановке, напоминающей быт героев его оперы «Богема».

Оперное творчество Пуччини

Уже в годы учения определяется тяготение Пуччини к оперному жанру, которому в дальнейшем он посвящает все свои творческие силы.

Консерваторию Пуччини окончил в 1883 году и тотчас же начал первые опыты создания оперных произведений. Его оперы «Виллисы» (1884) и «Эдгар» (1889) успеха не имели и в репертуаре театров не удержались. Но, несмотря на значительные недостатки этих юношеских опер, в них уже намечаются черты в дальнейшем присущего композитору творческого стиля.

Характерно, что в ранние годы творческой жизни Пуччини определяет свое отношение к оперному сюжету, которое остается неизменным для всей его последующей деятельности: «Нужен сюжет, который бы трепетал, который бы убеждал».

Опера «Манон»

В поисках волнующих и убеждающих драматургических ситуаций Пуччини обращается к известному литературному произведению «История Манон Леско и кавалера де Грие» аббата Прево и пишет на его сюжет свою оперу «Манон».

День первой постановки этой оперы – 1 февраля 1893 года – кладет начало широкой известности и популярности Пуччини. «Манон» в творчестве Пуччини занимает особое место: именно в этом произведении композитор впервые весьма удачно воплощает тот тип оперы, которому он остается верен в течение долгих лет своей жизни. В своих письмах Пуччини высказывает следующую мысль: «Есть неизменные законы у театра – заинтересовывать, поражать и трогать сердца». Последовательное проведение и развитие этих трех начал кладется композитором в основу оперы «Манон» и всех его последующих оперных произведений. Композитор всегда сам принимал живейшее творческое участие в разработке либретто своих опер.

Последующие оперы

В промежуток между 1895 и 1905 годами Пуччини создает свои наиболее прославленные оперы: «Богема», «Тоска» и «Чио-Чио-Сан», или «Мадам Баттерфляй». Все эти оперы, так же как и «Манон», написаны на либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Под влиянием распространенного т огда театрального течения «веризма» (verismo – истинность, точность в воспроизведении действительности) в операх Пуччини образы действующих лиц и обрисовка окружающей их среды носят  реалистический, правдивый характер.

В последующих операх Пуччини некоторое время продолжает развивать принципы, воплощенные в вышеназванных четырех наиболее прославленных произведениях (например, «Девушка с Запада», 1910), а затем делает попытки создания оперы нового типа, оперы-новеллы с предельно сжатым, концентрированным действием. Эта идея воплощается Пуччини в трех одновременно написанных одноактных операх: «Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки». Эти оперы, впервые поставленные в 1919 году, шли в один вечер, объединенные в своеобразный «триптих».

Последней оперой Пуччини была опера «Турандот» на сюжет «трагической сказки» венецианского писателя 18 в. Карло Гоцци. В ней композитор как бы подытоживает свой творческий путь, строя действие на испытанных им в ряде опер волнующих, мелодраматический положениях и используя свое мастерское владение приемами оперной музыки. В соответствии со сценическим местом действия композитор в этой опере широко использует приемы китайской музыки (пятитонная гамма, своеобразные оркестровые эффекты).

Смерть помешала композитору закончить оперу. Пуччини умер в Брюсселе 29 ноября 1924 г.

Опера Пуччини «Чио-Чио-Сан»

Из всего оперного наследия Пуччини едва ли не наибольшей симпатией, любовью и популярностью пользуется «Чио-Чио-Сан». В основе сюжета оперы лежит новелла Д. Лонга, переделанная в драму Д. Беласко. Пуччини, увидев эту драму на сцене, решил переработать ее в оперное произведение.

Трогательная история японской девушки, горячо полюбившей американского моряка Пинкертона и потом безжалостно брошенной им, что вызвало ее самоубийство, неизменно находит живейший отклик у слушателей. В этой опере Пуччини показал себя подлинным реалистом, раскрывшим моральное уродство отношения представителей капиталистической Америки к «цветным» народам. Пинкертон даже не думает о возможности серьезного соединения своей жизни с любящей его женщиной-японкой, матерью его ребенка; такой брак в глазах американца лишь «смешная затея». Холодная жестокость и бездушие американца и благородство простой японской девушки, пожертвовавшей жизнью во имя своей любви, создают сценическую коллизию, трогающую сердца, вызывающую подлинное человеческое сочувствие.

В этой опере блестяще проявились лучшие черты композиторского таланта Пуччини. Превосходно разработанное либретто развивает тему в плане лирической драмы. Камерность «Чио-Чио-Сан» органически вытекает из самой драматической ситуации, в которой все действие сосредоточено на переживаниях нескольких лиц, с большим искусством воплощенных в музыке композитором.

Пуччини применяет совершенно различные музыкальные характеристики для обрисовки образов американцев и японцев. В этой опере он широко использует характерные интонационные обороты, присущие японской музыке, что дает возможность правдиво раскрыть образы Чио-Чио-Сан, Сузуки, Ямадори и Горо.

Задушевная, эмоционально-насыщенная мелодика, прекрасные, яркие средства музыкальной выразительности, красочная, несколько пряная гармония с характерными сдвигами, блестящая оркестровка – таковы особенности музыки «Чио-Чио-Сан».

 

Автор статьи — Л. Полякова.