4 симфония И. Брамса — анализ. От традиций Шуберта к Брамсу

К жанру симфонии Брамс обратился в конце творческого пути, и четыре симфонии стали итогом его творчества.

В симфонизме Брамса прослеживается тенденция, направленная на усиление драматизма и трагедийности (подобно симфонизму Чайковского). Трактовка симфонии как инструментальной драмы, а ее частей – как этапов развития этой драмы, близка принципам Бетховена. Жанр симфонии у Брамса объединил традиции классической и романтической симфонии.

Симфонии Брамса

1-я симфония в большей мере близка бетховенским, но ведущим оказывается развитие душевной драмы (а не героики), которая приводит к просветлению в финале. 2-я симфония иная – в ней преобладает лирико-жанровая, пасторальная сфера, шубертовское начало пересекается с традициями Гайдна. В 3-й симфонии Брамс вновь обращается к драме – здесь конфликт не получает развития, постепенно исчерпывая себя.

Последняя 4-я симфония завершает инструментальное творчество Брамса и подводит итог всему симфонизму композитора. Она универсальна по своему замыслу, так как соединяет одновременно классическую цикличность и бетховенскую трагедийность с чертами романтических жанров и образной сферой романтической симфонии. По определению И. Соллертинского, основной принцип развития симфонии – «от элегии к трагедии».

Анализ 4 симфонии Брамса

Цикл построен классически – из 4 частей, три из которых имеют сонатную форму (1 часть – сонатное allegro, 2 часть – соната без разработки, 3 часть – рондо-соната), но трактуются в различных вариантах сонатности. Финал симфонии представляет собой 32 вариации на хоральную тему типа пассакальи или чаконы; он продолжает развитие вариационной формы вслед за Бетховеном (32 вариации), Шуманом («Симфонические этюды»).

Главная партия 1 части симфонии излагается в традициях романтической музыки и имеет песенно-романсовый склад. Тема повторяется на гранях сонатной формы: впервые звучит в экспозиции, затем в начале разработки и в репризе. В коде она драматизируется. Главная партия определяет основно          й тонус 1 части, другие темы дополняют ее (две ПП). Ее драматизм предвосхищает путь к будущему финалу. Первая ПП эмоционально напряженна, внутри нее заложен сдвиг драматического начала. Ослабляет его вторая ПП – лирически-просветленная. Новую роль (по сравнению с классиками) играет СП, которая контрастна ГП и ПП, и выражена с активной ритмикой и фанфарными интонациями.

2 часть симфонии – лирико-возвышенного плана. Основным способом изложения здесь становится варьирование. Часть написана в сонатной форме без разработки с близкими (родственными) темами ГП и ПП.

По образному содержанию и способу тематического изложения 2 часть 4 симфонии Брамса близка 2 части «Неоконченной» симфонии (№8) Шуберта, в основе которой – принцип повторности и вариантности. Их сближает и тональное решение: основная тональность частей – E-dur (у Брамса вводное построение к 1 теме – во фригийском e-moll). И у Брамса, и у Шуберта важную роль играет тембровый колорит (пиццикато у струнных в «Неоконченной» симфонии и соло валторны в 4 симфонии).

3 часть – скерцо – резко контрастна второй. ГП (рефрен) рондо-сонаты маршевого характера противопоставлена песенно-танцевальной ПП. Последовательный путь «от элегии к трагедии» предопределяет трактовку этой части, включая ее в последовательное развитие основной идеи симфонии. Скерцо подготавливает финал.

4 часть является антитезой всему предыдущему. Трагедийная сфера финала представлена сразу, как данность. Здесь раскрыто новое понимание вариационной техники. Главную тему – хорал в четких формах (8 тактов) – отличает строгость (традиции музыки барокко). 32 вариации разделены на три этапа. Первые 10 вариаций экспонируют образ, постепенно трагическое наклонение сменяет лирическое. Середина (11-15 вариации) – лирическая трансформация первоначального образа в сфере инструментальной кантилены, здесь тематический материал достигает максимального отдаления от первой темы. Динамическая реприза начинается с 16 вариации.

В 4 симфонии Брамс осуществил трансформацию первоначального, лирического образа в трагический.

От традиций Шуберта к Брамсу

Характерные черты 4 симфонии Брамса – песенная природа тем и вариационность, а также вариантность развития – связаны с ранними образцами романтической симфонии, с традициями Шуберта.

Шуберт первым ввел в симфонию песенный тематизм; песенность стала основным принципом творческого мышления композитора, определив образность и методы развития, что нашло наиболее яркое воплощение в «Неоконченной» симфонии.

Вариационность и вариантность развития Шуберт использует вместо классической тематической разработочности. Для сопоставления песенных тем композитор отходит от классического строения экспозиции, отстраняя СП.

Брамс переосмыслил песенно-романсовое начало в симфоническом тематизме (ГП 1 и 2 части 4 симфонии, ПП 3 части). Его симфонии соединяют в себе черты классической и романтической симфонии, продолжая линию симфонизма Шуберта.

Брамс сохраняет традиционные элементы сонатной формы и развивает вариационную технику, соединяя в финале 4 симфонии доклассический (от эпохи барокко), классический и романтический принципы варьирования.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.