Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Сонатное творчество Шопена и Листа раскрыло новые грани жанра, обогатив его романтическими чертами.

В сонатах Шопена ощущается влияние бетховенских традиций, классической сонатности; путь к его сонатам восходит от раннего романтизма. Сонаты – вершинное звено фортепианного творчества Шопена, в них происходит становление романтического вида жанра. Обе сонаты (не считая ранней, c-moll) – различные варианты цикла, они объединяют характерные черты стиля Шопена, проявившиеся в предшествующих фортепианных жанрах его творчества (балладах, скерцо, ноктюрнах). В последней сонате h-moll господствуют лирические, светлые настроения; главная идея произведения воплощает стремление к радости, жизнеутверждение.

По-другому жанр раскрыт в творчестве Листа. Его соната не просто наделяется симфоническими чертами, а становится своеобразной «симфонической поэмой для фортепиано». Соната h-moll Листа была сочинена около 15 лет спустя и представляет собой новый вариант жанра: соната превращается в одночастный цикл, в котором разделы сонатной формы подобны отдельным частям целой сонаты.

Сонаты Листа и Шопена остаются «великой энциклопедией музыкального романтизма».

Соната Шопена b-moll — характеристика

Соната Шопена b-moll в целом связана с бетховенским приемом противопоставления образных сфер. Здесь (как и у Бетховена) присутствует конфликт как внутри одной темы, так и в сопоставляемых тематических планах (1 часть – Главная партия, Побочная партия). В сонате преобладают 2 тематических начала: одно – внеличностное, другое – глубоко личностное.

Композитор избирает 4-частный сонатный цикл (приближенный к традиционному типу симфонии), где определяющим центром и своеобразной кульминацией становится 3 часть – «Траурный марш». Первые две части как бы устремлены, направлены к третьей, подчеркивая ее весомость. Финал (4 часть) является общим циклическим и смысловым эпилогом. Ожидание неизбежной развязки, трагический жизненный итог нашли отражение в каждой части сонаты по-своему. 1 часть – многофазный конфликт, основанный на сопоставлении двух контрастных начал. Она рисует картину борьбы с неизбежностью, наполнена душевным смятением и внутренней экспрессией. Тема вступления, звучащая как эпиграф, одновременно знаменует начало и трагический исход драмы. ГП олицетворяет глубоко личностное начало, основанная на принципе повторности и остинатности. Многофазность внутреннего конфликта проявляется в неожиданном окончании ГП, за которой сразу следует ПП (без СП). В ПП хорального склада (3-частная форма, Des-dur) раскрывается образ идеальной мечты. Тема происходит из песенного жанра, в развитии приобретая черты ноктюрна. При всем образном различии ПП и ЗП (токкатного типа) их объединяет общая интонационная сфера. Обновление материала в экспозиции осуществляется путем вторжения тематического материала (от ГП к ПП, от ПП к ЗП).

В разработке многофазность развития заключена в проведении ряда этапов (4), они связаны попарно. Происходит столкновение двух тематических комплексов и их коренная трансформация. ГП здесь противопоставлена теме вступления. Также появляется и ПП в совмещении с омраченной ГК, но предпочтение отдается все же ГП. Драматически насыщенная кульминация построена на принципе малотерцовых сопоставлений. Ощущение грани формы (конец разработки) приходится на момент срыва (аналогия с разработками Бетховена, например, 5 симфония, и Чайковского).

В репризе отсутствует ГП, она исчерпала себя. ПП проводится в B-dur, только кода возвращает интонации ГП, но с чертами разработочности.

Многогранность, открытость, резкость в сопоставлении тем сближает 1 часть с балладами Шопена.

2 часть – скерцо, не имеющее прецедентов в романтической музыке. Здесь осуществляется противопоставление образных сфер (главной темы и трио) путем динамического контраста. Части присуща поступательность, устремленность вперед к дальнейшему, она раскрыта путем иного контраста – без открытого столкновения (что обусловлено жанром и формой). Достигнута многоступенчатость, многофазность развития; рост напряжения чередуется с разрядкой насыщенности.

3 часть – «Траурный марш» — после отзвучавшего скерцо приоткрывает завесу неизвестности перед неумолимым. Лист охарактеризовал эту часть так: «Погребальная песнь, невзирая на всю ее скорбность, исполнена такой трогательной кротости, что кажется не от мира сего. Звуки, точно просветленные далью, внушают чувство высокого благоговения, как если бы, спетые самими ангелами, они витали там в вышине вокруг престола божества». Марш концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности внутреннего мира человека, объединяя их.

4 часть – финал – обладает «огромной силой воздействия» (Шуман). Основанный на общих формах движения и лишенный четкой формы, финал поразил современников своей «непривычностью», «зашифрованностью».

Тематизм сонаты b-moll Шопена

Тематический материал сонаты состоит из двух групп конфликтных тем. К первой группе, олицетворяющей внеличностное, иногда «ирреальное» (Асафьев) начало, относится прежде всего весь финал импровизационного характера (в нем нет тематического деления), тема вступления 1 части, звучащая как эпиграф к сонате (знаменует начало и предвещает трагический исход драмы). Воздействие моторного тематизма финала ощущается и в других частях цикла, в ГП 1 части и в первой теме скерцо при господстве другой образной сферы все же чувствуется присутствие внеличностного начала. «Траурный марш» концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности, объединяя их.

Вторая группа тем олицетворяет душевное состояние личности в столкновении с неизбежностью. Ее условно можно разделить на две сферы. Первая появляется во взаимодействии с внеличностным началом (ГП 1 части, разработка, отчасти 1-я тема скерцо). Вторая сфера – это или светлые воспоминания, или образы идеальной мечты (ПП 1 части, средняя часть скерцо и «Траурного марша»). Только эти темы сопровождает мажорный лад – Des-dur (в скерцо Ges-dur), который встречается в подобном ключе и у других композиторов (например, у Чайковского). Часто темы даются в хоральном изложении (ПП 1 части), вокальная природа мелодий проистекает от ноктюрнов Шопена.

Соната b-moll насыщена глубоким внутренним смыслом, ее идейный замысел открывает новое направление в романтическом жанре сонаты, которому следовал и Лист.

Соната Листа h-moll (краткий обзор)

У Листа сонатный цикл превращается в одночастный, напоминающий одночастную симфоническую поэму, к которой Лист обращался до создания сонаты. С другой стороны, тяготение к одночастности проистекает от одночастных фортепианных форм – фантазий, баллад, открытых романтиками (фантазия «Скиталец» Шуберта, фантазия и баллады Шопена). Соната h-moll раскрывает фаустовские образы, обобщая в одночастной композиции принципы сонатности и черты цикличности. Сонатный цикл оказался «сомкнутым в одну часть» (Цуккерман). Каждый раздел такой сонатной формы трактован в новом качестве. В основе – принцип сплошной тематической трансформации, где ни одна из тем не остается неизменной, а постоянно преображается. Исключение составляет лишь эпизод разработки, который выполняет функцию 2-й части цикла.

В основе образного содержания сонаты – «человек со всем множеством раздирающих его страстей, исключающих друг друга, человек, исполненный высоких стремлений, которым не дано осуществиться; человек, борющийся с преградами, но не могущий их до конца сокрушить. «Герой» Листа – выдающаяся личность, полная огня, порыва, устремления к идеальному» (пишет Цуккерман). Но в сонате воплощено не только личное начало, но и более широкое, обобщающее.

Весь тематический материал сонаты основан на монотематизме и находится в постоянном развитии, иногда в него вплетаются моменты отступлений, напоминающие авторский комментарий. Сонатная форма приобретает черты импровизационности, которая воплощает общую идею произведения.

 

Материал составлен авторами сайта Diafon.ru.